Коммерческий директор компании RALADOS Максим Юриков — о новых вызовах логистического бизнеса.

В условиях взаимной блокировки свободного передвижения грузовых машин в направлении Европа-Беларусь и частичной блокировки – Европа-Россия транспортные и экспедиторские компании «склеивают» маршрут из двух частей. Сколько это продлится и каковы перспективы, рассказал INFOTRANS.BY коммерческий директор компании RALADOS Максим Юриков.

RALADOS: волатильность транспортно-экспедиционного рынка растет 1
Коммерческий директор компании RALADOS Максим Юриков (справа) / RALADOS.BY

— Каким образом меняется рынок международных перевозок в условиях санкций?

— Еще в декабре 2021 года в качестве перспективы виделось восстановление мировой экономики и мы строили планы на 2022 год, где основным вызовом значилась пандемия COVID-19. Сейчас мы живем в другой реальности, где ситуация меняется, если не ежедневно, то еженедельно. В такой ситуации строить долгосрочные планы сложно и даже невозможно. По статистике мы видим, что множество компаний вынуждены уйти с рынка по разным причинам: от невозможности адаптироваться к новым вызовам и быстрому построению новых логистических маршрутов, до отсутствия инфраструктуры по безопасному проведению валютных платежей. Вместе с тем, каждый подобный вызов открывает множество возможностей. В такой ситуации рынок клиента трансформируется в рынок транспортно-экспедиционных компаний.

— Какие тенденции в условиях нарастающего санкционного давления вы видите в отрасли сейчас?

— С учетом санкций клиент ищет новые пути доставки грузов. На данный момент «на помощь» приходят компании из Турции, Казахстана, Сербии, ОАЭ и отчасти Китая. Соответственно вокруг этих стран и строятся логистические пути. По мере нарастающего давления со стороны инициаторов санкций на указанные страны видится возможным отказ или корректировка маршрутов. Тот, кто держит «руку на пульсе», сможет быстро перестроится, следовательно – не вылететь с быстро меняющегося рынка. Сейчас сформировалось несколько автомобильных коридоров из Европы.

— Например?

  1. ЕС-Турция-Грузия-(Азербайджан)-Россия (Беларусь). Тут мы видим малую пропускную способность Грузии, которая ранее не видела такого количества транспорта. В качестве альтернативы используется вход РФ-Азербайджан. Но с учетом специфики указанных стран, а также длительных простоев такое мероприятие является не всегда рентабельным для перевозчиков. С недавнего времени для исключения простоев начали использовать паромную переправу, однако и тут есть вопрос по времени ожидания и стоимости услуги.
  2. ЕС-Сербия-Россия (Беларусь). Этим маршрутом в основном пользуются клиенты, работающие со сборным грузом. Основная причина – относительно небольшое количество сербских перевозчиков и сложность проведения валютных платежей.
  3. ЕС-ТЛЦ на границе(Беларусь)-Россия . Этот маршрут самый популярный в настоящее время. Европейское плечо обслуживают в основном польские перевозчики, далее – белорусы и россияне. По последним данным очередь из грузовиков на польской стороне составляет около 15 км (5-7 дней). Эти простои влияют на формирование ставки фрахта.

В сложившейся ситуации в целях «склеивания» целостности маршрута белорусские перевозчики находят партнеров из Польши, с которыми работают на условиях перегруза/перецепки. То есть груз клиента, который обращается за услугой к компании-экспедитору, фактически экспедируется дважды: экспедитором в целом и перевозчиком на первом плече.

В этих условиях выигрывают транспортные компании, которые имеют юридические лица как в Польше, так и в Беларуси или России. Этим обходится санкционный запрет на свободное передвижение транспортных средств с различной регистрацией и блокирование валютных платежей.

В данном случае рекомендую владельцам грузов оформлять дополнительное полное страхование груза.

RALADOS: волатильность транспортно-экспедиционного рынка растет 3

— Какие «эксклюзивные» маршруты используются в компании RALADOS для удовлетворения запросов клиентов?

— Кроме всех вышеперечисленных маршрутов, специалисты RALADOS наладили новую схему доставки грузов из Европы и Китая. Груз консолидируется на складе в одной из Прибалтийских стран или перегружается из машины/контейнера, затем формируется крытый ЖД вагон 120 м3 до станции в РБ или РФ, затем при необходимости довоз автотранспортом. Эта услуга сама по себе уникальна по причине использования нескольких видов транспорта, перегрузки и необходимости внимательного отношения к оформлению документов. Насколько я проинформирован, эту услугу в различной вариации предлагают считанные компании в Беларуси.

— Ожидается ли подорожание логистики?

— Логистика дорожает в случае резкого роста спроса или при нарушении традиционных цепей поставок. Сейчас мы видим гибрид: рост спроса, вызванный разрывом цепей поставок. Продолжение санкционного давления также пока не отменяется.

В ближайшем будущем ожидается рост волатильности рынка, а также перманентное изменение схем и маршрутов доставки. Но после ночи, как мы знаем, наступает день. Ситуация будет стабилизироваться. Обязательно.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!