INFOTRANS.BY разбирался о влиянии российско-украинского конфликта на экономику Китая.
В 2017 году Китай с Европой соединяли около 40 грузовых маршрутов. Сегодня их количество почти удвоилось и достигло 78, связав 180 городов в 23 странах Европы. Увеличилось и количество составов. Если в 2016 году было совершено 1900 рейсов, то в 2021 году их число достигло 14 000. Росла стоимость товаров, перевозимых грузовыми поездами – с 8 миллиардов долларов в 2016 году до 74,9 миллиардов долларов в 2021 году. На объемы грузопотока не повлияла даже пандемия коронавируса. Наоборот, железнодорожные перевозки демонстрировали рост, поскольку многие европейские импортеры использовали железнодорожный транспорт из-за перегруженности морских портов.
А железнодорожные маршруты, пересекающие Евразию и проходящие через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу, стали важнейшим ответвлением инициативы «Один пояс, один путь», получившей название «Нового шелкового пути» или «Евразийского сухопутного моста».
Китай уделял большое внимание развитию маршрутов «Нового шелкового пути». Достаточно сказать, что долгое время он субсидировал эти перевозки. В Китае гордились тем, что в последние годы маршрут обеспечивал стабильность и скорость поставок. Железнодорожные перевозки все еще составляют сравнительно небольшую долю от общего объема китайского экспорта – около 90% грузов перевозятся морем.
Однако тенденции последних лет были таковы, что из-за роста стоимости фрахта и сроков поставок морем доставка грузов из Китая в Европу железнодорожным транспортом становилась все более привлекательной. Стабильность и ценовые преимущества форсировали переход на евразийских транзитных коридорах с морского на железнодорожный транспорт.
При этом основной железнодорожный маршрут из Китая в Европу не проходит через Украину. Через эту страну из Китая было перевезено лишь около 3% объема грузов. Большая часть перевозок проходит через Казахстан, Россию и Беларусь. Но сейчас некоторые поставщики и производители предпочитают не отправлять свои товары из Китая в Европу через Россию и Беларусь, а пытаются использовать Транскаспийский маршрут, так называемый Средний коридор.
Некоторые европейские компаний сегодня пытаются использовать Транскаспийский маршрут, как альтернативу «Новому шелковому пути». Эксперты указывают, что движение поездов по «Новому шелковому пути» сократилось на 25-30%. Однако, многие белорусские экспедиторы не питают иллюзий по поводу серьезной конкуренции Транскаспийского маршрута с Новым шелковым путем. Пока замены последнему нету, Транскаспийский маршрут – это долго и неэффективно, – говорят в белорусской логистической среде.
Китай, конечно же, будет искать и альтернативные маршруты поставок. Но, попытки задействовать альтернативные маршруты пока не приводят к обнадеживающим результатам. Транскаспийский маршрут через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию требует многих перегрузок, поскольку пересекать Каспийское море приходится на пароме. Поэтому установить стабильный график перевозок будет крайне сложно, а сроки будут затягиваться. Путь через Румынию усложняется тем, что местные терминалы не готовы обрабатывать большие объемы грузов. Есть и сложности с погодными условиями – участок маршрута между Азербайджаном и Турцией проходит через горы и часто становится труднопроходимым в зимнее время.
Есть и еще один фактор, который, по мнению экспертов, скажется на китайской экономике. Санкции и контрсанкции, как результат российско-украинского конфликта, которые могут привести к значительному росту цен на энергоносители, что снизит покупательскую способность. Это может повлиять на потребителей не только в Европе, но и в других странах, особенно в США, которые тоже являются важным экспортным рынком Китая.
Поэтому, безусловно Китай следит за развитием ситуации на Украине и ее последствиями для мировой экономики. Ситуация с санкционным давлением ЕС и США накаляет обстановку, ломает привычные цепочки поставок, а альтернативные маршруты удорожают логистику. При этом потребительский спрос падает на фоне роста стоимости энергоресурсов. Все это негативно влияет на экспортные поставки Китая. В купе с вопросами пандемии, российско-украинский конфликт стал настоящим вызовом для китайской экономики.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!