Польша начала обслуживать украинские экспортные потоки.
Среди многих логистических проблем, вызванных конфликтом России с Украиной, самыми большими являются нарушение сухопутных цепочек поставок и блокада украинских черноморских портов. Перенаправление грузовых перевозок в сторону наземных терминалов и морских портов Польши и стран ЕС является серьезной логистической проблемой, а также возможностью построить новые логистические цепочки и укрепить экономическое сотрудничество между компаниями из Польши и Украины.
В настоящее время ведется работа по запуску новых экспортно-импортных каналов для Украины с использованием портов в странах Европейского Союза, в том числе в Польше. Часть этих грузопотоков может отправиться в порт Гданьск, который в последнее десятилетие развивается быстрее всего в Европе. «В последние годы был осуществлен ряд ключевых инвестиций, которые улучшили связь между портом Гданьск и внутренними районами Польши. Одновременно модернизировалась и расширялась портовая инфраструктура. Сегодня порт Гданьск не только обрабатывает регулярные грузовые перевозки по ряду направлений в Польше, но и имеет железнодорожное сообщение с Чехией и Словакией. В последние месяцы ведутся переговоры о запуске Черноморско-Балтийского коридора, который соединит Гданьск с украинскими портами. Однако начало конфликта России с Украиной означало, что сегодня мы должны создать новые логистические цепочки для украинской экономики», – сказал Михал Ступак, менеджер по работе с клиентами администрации порта Гданьск.
Порт Гданьск в настоящее время обслуживает растущие грузопотоки в/из Польши. Сюда можно будет перенести экспортно-импортный потоки Украины. Однако следует помнить, что в прошлом году 5 украинских портов обработали более 130 миллионов тонн грузов, что больше, чем в польских портах. Для обработки этих грузов необходимо будет запустить перевалку не только в Гданьске или Гдыне, но и во многих других европейских портах. В случае Гданьска свободные перерабатывающие мощности, которые могут быть использованы, доступны во Внутреннем порту.
Приоритетный груз
Особенно актуальной проблемой является необходимость экспорта 20 млн тонн зерновых, которые хранятся на украинских складах. Некоторые из этих зерновых могут быть экспортированы через польские порты. Однако это потребует не только увеличения работы терминалов, но и улучшения наземного транспорта.
В настоящее время Министерство инфраструктуры Польши работает над польско-украинской рабочей группой, которая занимается разблокированием транспортных маршрутов. Количество поездов, пересекающих границу с Украиной, должно быть увеличено вдвое. До сих пор потенциал железнодорожных пограничных переходов не был развит, поскольку украинский экспорт зерновых, металлических руд или металлопродукции проходил через черноморские порты, – отметил Адам Клос, коммерческий директор администрации порта Гданьск.
Международное сотрудничество
Польские операторы имеют значительный опыт сотрудничества с украинскими грузоотправителями и экспедиторами. «С самого начала нашего сотрудничества с портом Гданьск мы были открыты для рынка Центральной и Восточной Европы. С 2014 года мы организуем перевозку автомобилей Nissan в Украину. Эти перевозки были приостановлены после начала войны, но сейчас такие услуги потихоньку восстанавливаются», – сказал Матеуш Чаевский, заместитель директора Департамента территориального развития по проектам.
Часть предыдущего экспорта украинской железорудной и стальной продукции до сих пор осуществляла Польша. Однако большая часть этих грузов проходила через украинские порты. Их блокирование вызвало значительные проблемы для экспортеров. Экспорт железной руды упал с 2 млн тонн в месяц до 1 млн тонн, а стали с 1 млн тонн до 300-400 тыс. тонн. Наши сталелитейные заводы постоянно работают, сохраняя при этом режим безопасности сотрудников. Однако приоритетом является перенаправление продуктов, которые были заблокированы в портах. Нам уже удалось отправить первое судно с рудой из порта Свиноуйсьце и чугуном из порта Гданьск, – рассказала представитель горно-металлургической группы Метинвест Юлия Мезьенцева.
«Мы уже подтвердили заказы на экспорт металлопродукции из Украины и для этих грузов зарезервированы суда. На набережной Вислы мы уже перегружаем чугун. Это новая для нас нагрузка, которая потребовала некоторых модернизаций, которые мы реализовали. У нас также есть возможность обрабатывать сельскохозяйственную продукцию, сталь и многие другие. Однако возможности приема большего количества грузов будут зависеть от того, как будет работать железнодорожный транспорт, – сказал Шимон Миколайчак из службы эксплуатации порта Гданьск.
Упрощение процедур
Украина является одним из крупнейших экспортеров зерна в мире. Блокирование отгрузки этих грузов может привести к глобальному продовольственному кризису. «Самой большой проблемой для украинского аграрного сектора является блокада портов. Необходимо как можно скорее подготовить автомобильные и железнодорожные линии, т.к. Польша и Украина не были готовы поставлять такие большие объемы зерновых по суше. Необходимо решить многие технические проблемы, упростить таможенные процедуры и ускорить фитосанитарный контроль, – отметила Иванна Медвид из COFCO Agri Resources Ukraine.
«Процедуры должны быть ускорены, и необходимо больше людей для проведения ветеринарных и фитосанитарных проверок. Польские порты подготовлены в основном для обслуживания внутреннего рынка. В настоящее время мы ищем место для новых нагрузок. С начала апреля нам удалось перевезти из Украины 50 тысяч тонн кукурузы. Площади хранения также должны быть увеличены. Уже в сентябре у нас появятся новые складские крытые места, – заверил президент Гданьского массового терминала Рафал Ружаньский.
Одним из способов разблокировки логистических цепочек является контейнеризация. «Долгое время у нас была идея использовать контейнеры в качестве ящиков для транспортировки и хранения грузов. Мы используем такие возможности для некоторых грузов. Контейнеризация является самым быстрым способом очистки портов и железнодорожного транспорта, – сказал Павел Заставны, председатель правления SPEED sp. z o. o.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!