Директор белорусской компании «СТА ЛОГИСТИК» Денис Герасименко считает, что ситуация на рынке перевозок до сих пор является непредсказуемой.

Мы не можем фиксировать долгосрочные цели и продолжаем жить с коротким горизонтом планирования. Сохраняется ожидание, что в любой момент может произойти что угодно, и речь сейчас не только о логистических ограничениях, но и финансовых, в том числе. Ограничения в осуществлении платежей сильно сказываются на логистике. Но наша компания смогла адаптироваться под нынешние реалии. Изначально мы строили даже более пессимистичные прогнозы. Однако санкции имеют накопительный эффект и вполне вероятно, что еще ощутим его в дальнейшем, – говорит Денис Герасименко.

STALOGISTIC: ситуация на рынке перевозок до сих пор является непредсказуемой 1
Директор белорусской компании «СТА ЛОГИСТИК» Денис Герасименко / STALOGISTIC

Вместе с тем произошло сжатие рынка. Часть логистических компаний прекратили свою работу.

Статистика показывает, что количество грузов уменьшилось, но с учетом сокращения логистических компаний на рынке, грузы распределились между оставшимися игроками. Поэтому, несмотря на сжатие рынка, некоторые компании продолжают расти. Если говорить о ценах, то ситуация по автомобильным перевозкам напоминает контейнерные перевозки времен ковидного локдауна. Ставки растут в разы. Количество грузов уменьшилось, но и сократилось количество решений. Поэтому стоимость возросла. В то же время цены в мультимодальных перевозках по некоторым направлениям начали снижаться. Авиа остается дорогим из-за отсутствия прямых рейсов в Беларусь, – говорит топ-менеджер.

По словам эксперта, перецепка и перегрузка в обозначенных местах является сейчас практически единственным способом доставки грузов из Евросоюза в Беларусь и Россию.

Мы не обсуждаем хороший или плохой это способ – мы вынуждены работать по тем правилам, которые устанавливают регуляторы с разных сторон. Но схема понемногу налаживается. Транспортные и экспедиционные компании выстраивают свои цепочки работы через транспортно-логистические центры, сами ТЛЦ привыкают к объемам и организовывают работу внутри, ну и клиенты уже четко понимают принципы и сроки реализации данной схемы.

Вместе с тем появляются альтернативные маршруты доставки товаров из Европы.

Клиенты используют компании в Казахстане, Турции и других третьих странах, чтобы продолжать вывозить грузы из ЕС. Но цепочки поставок перестраиваются не так быстро, как хотелось бы. Важно понимать, что любая новая схема – это не совсем оптимальный способ доставки грузов. Поэтому дорожает логистика и еще больше увеличиваются и так растянувшиеся сроки доставки.

Наряду с этим, железнодорожные перевозки продолжают работу в прежнем режиме.

Поезда идут без изменений. Был небольшой спад в отгрузках в марте-апреле, но в настоящее время наблюдается рост грузопотока. Средние транзитные сроки сейчас такие: станция в Китае – станция назначения в Колядичах – 14–20 дней; станция в Китае – склад клиента в Минске – 19-26 дней. Что касается железнодорожного маршрута в обход Беларуси, то он существовал и ранее, но не был востребован. В связи с событиями в мире, его важность возросла и уже запланированы мероприятия с целью увеличения провозной мощности и обслуживания этого маршрута, – говорит Денис Герасименко.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!