Несмотря на рост затрат, строительство новых складов в Польше продолжается, но неопределенность растет.

По итогам I квартала 2022 года складские площади в Польше составляют в общей сложности 24,7 млн кв. м, что почти в два раза больше, чем год назад. Из них 3,5 млн кв. м. было введено в прошлом году, еще 4,7 млн кв. м остаются в стадии строительства.

Доля вакантных площадей в Польше в I квартале 2022 года была исторически низкой на уровне 3,4%, а спрос на склады остался на высоком уровне, как и годом ранее. Такое положение дел сохранится в ближайшие месяцы, в т.ч. из-за возможных переездов в Польшу компаний из Украины и все еще сильной динамики электронной коммерции, – считает Беата Гриневская, руководитель Агентства складов и промышленности CBRE.

Среди арендаторов есть и логистические компании. Langowski Logistics арендовала 7500 кв. м в мае в Park Pruszków II. Он расположен на автомагистрали A2, недалеко от интермодального терминала. Месяцем ранее эта компания арендовала складские площади площадью до 17 500 кв. м в Поморском логистическом центре.

Pekaes модернизирует сеть для перевозок сборных грузов, жешувский филиал компании переехал в апреле на новое место в Глогув-Малопольском. Площадь терминала составляет 3240 кв.м., а в конечном итоге почти 5000 кв.м. В январе Pekaes перенесла филиал в Миньске-Мазовецкий в новое, более крупное место.

В мае Hellmann Worldwide Logistics переехала на новый склад площадью 6 000 кв. м. расположен в Стрикуве. В этом же месяце Kuehne+Nagel открыла склад, расположенный в Беланах Вроцлавске, недалеко от Вроцлава площадью 4570 кв.м. Это перевалочный склад с 21 доками.

DB Schenker открывает новый склад для клиентов из автомобильной промышленности в Плевиске недалеко от Познани. Объект имеет 20,5 тысяч квадратных метров. пространства, и благодаря инновационной системе хранения, он будет вмещать до 41 000 палетомест.

Инвестиции в Польше являются результатом быстрого экономического роста в последнее время. Польский Экономический институт приходит к выводу, что польская экономика выросла на 8,5% в I квартале 2022 г., и текущие данные также свидетельствуют о хорошем первом полугодии. Тем не менее, аналитики PIE ожидают, что замедление во второй половине года будет явным – темпы роста ВВП упадут ниже 3%.

Причиной замедления являются высокие цены на энергоносители, топливо и продовольствие, вызванные конфликтом России с Украиной. PIE прогнозирует, что высокий рост цен на продовольствие и рост цен на энергоносители и топливо будут продолжаться в течение всего года. По оценкам аналитиков, инфляция в Польше в целом по 2022 году составит в среднем 11,6%. В 2023 году инфляция пойдет на умеренное снижение – показатель достигнет 8%.

Центральное статистическое управление Польши повысило оценку инфляции до 12,4%. Больше всего выросли счета за топливо и электроэнергию. Цены на продукты питания также растут двузначными темпами – в апреле они были на 12,7% выше, чем год назад. Стремительный рост цен касается широкого спектра товаров и услуг – базовая инфляция составила 7,6%.

Гриневская указывает, что только в 2021 году затраты на строительство выросли более чем на 20 процентов. В 2022 году будет хуже из-за ограниченной доступности сырья, импортируемого из Украины и России. Рост материальных затрат выражается в арендной плате, которая была стабильной до третьего квартала прошлого года. Контрактная арендная плата, в зависимости от рынка, взлетела на 5-15% за последний год и это, скорее всего, еще не конец – опасается Гриневская.

Уровень арендной платы в Польше уже давно ниже, чем в странах Западной Европы и большинстве стран Центральной Европы, поэтому, несмотря на рост, складские площади в Польше останутся конкурентоспособными. Тем не менее, обменный курс злотого к евро нестабилен, арендная плата выставляется в евро и оплачивается в злотых, что может оказать негативное влияние на арендаторов.

CBRE подсчитала, что в 2021 году общая стоимость инвестиций составила 5,71 млрд евро, и она состояла из рекордного количества сделок, их было 164. Более половины от общей суммы пришлось на складской рынок Польши.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!