Какие основные варианты используют белорусские перевозчики для работы в условиях запрета на въезд в ЕС?

Напомним, что с 9 апреля 2022 г. введен запрет на въезд в ЕС (в т.ч. и транзит) для белорусских и российских перевозчиков. Этот шаг является беспрецедентным в истории Беларуси, и в силу того, что европейское направление для белорусских перевозчиков было ключевым, очень болезненным для белорусского транспортного бизнеса.

В свою очередь с 16 апреля 2022 г. Беларусь ввела ответные меры – запрет въезд в Беларусь транспортных средств, зарегистрированных в ЕС. Отметим, что Россия пока подобных мер не вводила, но АСМАП и большинство российских транспортных компаний выступают за ограничения въезда в Россию для европейских перевозчиков. Пока выиграли лоббисты-производители и импортеры, которым нужна быстрая доставка сырья и товаров из Евросоюза, правительство России продержало именно их, а не перевозчиков.

Какие самые популярные варианты используют белорусские перевозчики для работы в условиях запрета на въезд в ЕС?

  1. Регистрация компании в Казахстане, на грузовики на казахстанских номерах этот запрет не распространяется.

«Российские и белорусские компании регистрируются у нас, получают казахстанские номера на свои большегрузы, выбирают бланки разрешения и беспрепятственно въезжают и выезжают из Европы под флагом Казахстана», – так прокомментировал ситуацию депутат казахстанского Мажилиса Максат Раманкулов.

Отметим, что у большинства крупных и средних белорусских перевозчиков уже есть компании и парки машин в Казахстане. В этом случает задача упрощается, не нужно создавать компанию, заводить технику и т.д.

Зарегистрировавшиеся в Казахстане белорусы и россияне увеличили конкуренцию за дозволы. Они забирают большое количество бланков, выделенных этой стране. Если раньше для того, чтобы доставить груз из ЕС, местные логистические компании могли выбирать казахстанских, российских, белорусских или, например, литовских перевозчиков, то теперь доступен выбор только из казахстанских. Отсюда недостача дозволов, что уже спровоцировало значительный скачок цен на транспортные услуги в стране.

«Если в 2021 году стоимость фрахта одного автотранспорта для перевозки грузов составляла 5-6 тысяч евро, то сейчас цены выросли до 10-15 тысяч евро», – такие цифры приводит Максат Раманкулов. Рост цен ложится на заказчиков перевозок, а, в конечном счете, – на потребителей. Депутат недоволен и тем, что крупные российские и белорусские автоперевозчики выдавливают с рынка перевозок казахстанские предприятия. В итоге местные водители в будущем рискуют потерять работу.

Как белорусские перевозчики работают в условиях запрета на въезд в ЕС? Обновлено 1
Фото TELS CARGO / telscargo.ru

Самая большая проблема это дозволы в/из третьих стран. Депутаты мажилиса от демократической партии «Ак жола» Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана принять меры и провести двухсторонние переговоры со странами Евросоюза и добиться увеличения квоты на объём перевозок, в том числе увеличить квоту на трёхсторонние бланки разрешений.

Кроме Казахстана белорусские перевозчики создают компании в Армении (входит в ЕАЭС, как и Казахстан), а также в Узбекистане. Создание компании в Ташкенте (Узбекистан) тоже ныне популярная тема у перевозчиков (у небольшого количества белорусских перевозчиков, юр.лица в Узбекистане уже были открыты ранее). Узбекистан не входит в ЕАЭС и с недавних пор, Узбекистан стал создавать благоприятные условия для захода иностранного капитала в страну.

  1. Регистрация компании в Польше. Европейские перевозчики могут въезжать на территорию России через российский участок внешней границы с ЕС, а на территорию Беларуси – только в приграничные районы для процессов перегрузки/перевалки (схема перецепки).

Опять же отметим, что у некоторых белорусских перевозчиков есть компании и парки в Польше или Литве. В этом случае строится работа по перецепке в белорусском приграничье. Польский перевозчик привозит прицеп в приграничный белорусский ТЛЦ, а далее этот груз уже довозит белорусский перевозчик до места назначения, например до Тольятти или Тулы. Фактически эту цепочку обслуживает одна компания, с грузовиками на разной регистрации.

Если говорить про проезд через российские погранпереходы с ЕС, то здесь и вовсе пока нету никаких ограничений. Грузовик на европейских номерах въезжает через погранпереход EU/RUS и довозит груз до любой точки России имея соответствующий дозвол. Пока Россия запретов, аналогичных белорусским не вводила.

  1. Заключение договоров с европейскими перевозчиками для работы по схеме перецепки.

По такому пути идут белорусские перевозчики, у которых нету своих «дочек» в ЕС. Чаще всего в качестве контрагентов выступают польские или литовские перевозчики. В этом случае реализуется вариант перецепки (аналогичного пункту 2) – польский или литовский перевозчик довозит груз до приграничного белорусского ТЛЦ, далее до места назначения груз везет белорусский перевозчик. В обоих случаях (пункт 2 и 3) клиенту можно предлагать «безшовную» перевозку ЕС – РБ/РФ/СНГ.

Подробнее о работе по схеме с перевалкой/перецепкой можно почитать здесь.

Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.