В рамках морского страхования страховщики выплачивают все больше компенсаций.
Страховщики выплачивают все больше компенсаций в рамках морского страхования. Пожары становятся настоящей проблемой не только для судовладельцев, но и для страховщиков.
В своем ежегодном отчете Allianz подытожил безопасность на море. Он показывает, что из 100 судов валовой вместимостью более 130 000 тонн, судовладельцы потеряли 54 единицы в 2021 году, то есть 0,04% флота. Тридцать лет назад процент достигал 0,3%. В отчете отмечается снижение числа потерь в годовом исчислении на 16%.
Наиболее опасными местами остаются районы вокруг Китая, Индонезии, Индокитая и Филиппин, где страховщики зафиксировали 12 убытков. В Персидском заливе потери составили 9 кораблей, в восточном Средиземноморье и в Черном морах 7 кораблей.
Половина потерянных судов относилась к категории грузовых, и причиной потери чаще всего было затопление (32 случая, 60%). На пожары приходится 15% потерь (8 единиц), а на поломки оборудования – 11% (6 единиц). Судовладельцы потеряли 14 единиц в 2021 году из-за штормов.
В 2021 году количество аварий на судах увеличилось. Было зарегистрировано 3000 инцидентов, из которых 668 были на Британских островах. Более трети (1311) были вызваны отказом оборудования, остальные другими поломками (222) и пожарами (178). Количество пожаров растет на 10% в год.
За последнее десятилетие наибольшее количество инцидентов было зафиксировано в Восточном Средиземноморье и Черном море: 4763, что составляет 18% мирового регистра. При этом, в период с 2012 по 2021 год большинство инцидентов было вызвано поломками оборудования (9968) и столкновениями (3134).
В докладе Allianz указывается, что риск больших потерь, вызванных авариями на очень больших судах, возрастает. Allianz сравнивает, что за последнее десятилетие контейнеровозы удвоились в размерах, и строятся все большие и большие суда. Страховщик ссылается на недавние аварии: пожары на судне Felicity Ace и контейнеровозе X-Press Pearl, которые привели к потере этих кораблей.
Через несколько недель после затопления Felicity Ace корабль Al Salamy 6 перевернулся во время шторма в Персидском заливе. В то же время контейнеровоз Ever Forward сел на мель на пути из Чесапикского залива. Его освобождение длилось месяц и совпало с годовщиной блокады Суэцкого канала.
Вытаскивание больших кораблей с отмели очень трудоемко, требует специализированного оборудования. Демонтаж грузового судна Overturned Golden Ray на мелководье занял почти 2 года и обошелся в 800 миллионов долларов. «Инцидент с участием двух больших контейнеровозов или двух крупных круизных судов или судов для перевозки автомобилей может стоить до 4 миллиардов долларов», – сказал сотрудник по расчету рисков AGCS Рахул Ханна.
Затраты на спасательную операцию часто во много раз превышают стоимость самого судна. Наконец, эти расходы перекладываются на потребителей (объявляется общая авария), поскольку грузоотправители несут расходы совместно и по отдельности с судовладельцем.
Страховщики также отмечают, что пожары становятся все более опасным явлением. Только за последние пять лет страховщики зафиксировали 70 таких случаев. Страховщик Gard подсчитал, что в среднем в 2020 году каждые две недели на контейнеровозе происходило возгорание груза. «Пожары на судах по-прежнему являются проблемой, и мы фиксируем такие события не только на борту контейнеровозов, но и на судах для перевозки автомобилей и паромах», – признает Ханна.
На больших кораблях трудно обнаружить пожар и добраться до его источника. После того, как экипаж покидает судно, спасательная операция становится еще более сложной и дорогостоящей. Затопление корабля делает невозможным узнать истинную причину аварии.
Сложившаяся ситуация вынудила заинтересованные стороны действовать. С 1 января 2028 года Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) потребует более эффективных систем обнаружения и борьбы с огнем.
Опасность пожаров повышается в связи с тем, что некоторые отправители неправильно декларируют содержимое контейнера. Это относится в первую очередь к таким грузам, как батареи, древесный уголь и гипохлорит кальция, используемые в отбеливателе. Береговая охрана США указывает на два примера, когда в контейнерах (один в портовом складе, другой на грузовом судне) горели литий-ионные батареи. Между тем задекларированы отправителями были синтетические смолы и компьютерные детали.
По оценкам заинтересованных сторон, каждый десятый контейнер, погруженный на судно, содержит опасные материалы, и в каждом двадцатом случае отправитель не задекларировал опасные материалы, хотя и должен. Ошибочные записи могут быть результатом административных ошибок или быть непреднамеренными. Однако масштаб пугает, потому что на судне, перевозящем 20 000 контейнеров, до тысячи могут содержать нераскрытые опасные материалы в коносаменте.
В 2019 году Международная ассоциация морских страховщиков (IUMI) представила в ИМО предложение об обновлении перечня опасных материалов. Некоторые судовладельцы наказывают грузоотправителей, которые ненадлежащим образом декларируют опасные грузы.