Рассматривается возможный вариант вывоза украинского зерна через Беларусь.
Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис предполагает, что украинское зерно через гуманитарный коридор может транспортироваться железнодорожным транспортом в Клайпеду через Беларусь. По его словам, если речь идет о поставках зерна из Украины, то есть только два пути: разблокировать порты или договориться о коридоре через Беларусь. При этом, Скуодис заявил, что переговоры о коридоре через Беларусь ведутся.
Напомним, в связи с блокировкой украинских черноморских портов, Украина испытывает сложности в вывозе на экспорт зерна. Возможный путь через Польшу сопряжен с перевалкой на границе Польши с Украиной из-за разной ширины колеи (Украина использует широкую колею, Польша – европейскую узкую). Из Беларуси на Клайпедский порт сохранилась широкая колея, т.е. перевозка возможна без перевалки на пограничных станциях.
Министр не стал рассказывать о деталях переговоров. По его словам, порт Клайпеды может перевалить достаточное количество украинского зерна – до 8 млн т в год, но ограничения железнодорожной инфраструктуры в обход Беларуси позволяют поставлять только 1-1,5 млн т. Серьезным препятствием являются разные железнодорожные колеи в Литве, Польше и Украине. При этом украинские экспортеры могут продать до 20 млн т зерна, которое ранее отгружалось через Одессу и другие порты на Черном море и Дунае. Однако сейчас порты закрыты.
На данный момент маршрут в обход Беларуси тестируется. Отправлен тестовый контейнерный поезд из Украины. Он должен проследовать через Польшу до Каунаса. Если маршрут себя оправдает, то его могут использовать для зерна.
Ранее Литовская железная дорога после решения правительства Литвы расторгла контракт с «Беларуськалием». Транспортировка белорусских удобрений в порт Клайпеды не ведется с 1 февраля. При этом Скуодис, говоря о перевалке 8 млн т в год, имел в виду и мощности терминала насыпных грузов, который ранее использовался для белорусских удобрений. Надо отметить, что сейчас сократился и поток других грузов из Беларуси, которые следовали через Клайпеду. Евросоюз ввел запрет на импорт продукции деревообработки, металлопродукции, химикатов.