2021 год начался с последствий 2020 года и пандемии Covid-19. Однако пандемия не была главным фокусом. Действительно, пандемия оказала влияние на цепочки поставок и бизнес в 2020 году и сформировала основу для событий в 2021 году. Тем не менее, 2021 год оказался более важным с точки зрения восстановления бизнеса после пандемийного 2020 года, и Новый Шелковый путь сыграл здесь важную роль.
Рубеж в миллион TEUs
Объемы трафика Нового Шелкового пути всегда являются горячей темой, поскольку они дают представление о росте. Во время саммита Европейского Шелкового пути 2021 основной докладчик Онно де Йонг из голландской компании Ecorys поделился цифрами индекса ERAI, основанного на основных маршрутах через Казахстан и Калининград, а также РЖД, основанных на маршрутах через Россию.
Так, объемы на основных маршрутах через Казахстан и Калининград выросли на 30% за первые девять месяцев 2021 года. По данным ERAI, объем трафика составляет 459 000 TEU. РЖД сообщило о еще более высоких темпах роста – 40%, при этом за первые девять месяцев 2021 года было перевезено 782 000 TEU. Эти цифры частично совпадают, отмечает де Йонг, поскольку маршруты через Россию включают некоторые из маршрутов через Казахстан. Но он также отметил, что, исходя из этих цифр, весьма вероятно, что рубеж в 1 миллион TEU будет достигнут к концу года.
Геополитика актуальна как никогда
Одна из центральных тем для обсуждения прошедшего года – роль геополитики в развитии Нового Шелкового пути. 2021 год стал годом, когда Китай продемонстрировал свою мощь. Ситуация с Литвой и попытка остановить движение поездов из Китая через Прибалтику из-за чисто политического спора свидетельствует о том, что Новый Шелковый путь может стать предметом политических игр, которые также могут повлиять на бизнес. Действительно, экспресс Китай-Европа больше не останавливается в Литве. Единственная причина, по которой такое развитие событий не является фатальным, заключается в относительно небольших объемах, направляемых в Литву.
В аналогичном случае политической нестабильности Президент Беларуси Александр Лукашенко пригрозил запретить провоз товаров ЕС через территорию Беларуси в Россию или Китай. Эта реакция стала ответом на санкции ЕС, введенные в отношении Беларуси, которые влияют на транспортировку белорусских товаров через другие страны.
Многие профессионалы задаются вопросом, что произойдет с евразийской цепочкой поставок, если, например, Польша закроет свои границы с Беларусью из-за кризиса с беженцами. Или что произойдет, если между Россией и Украиной возникнут непростые и конфликтные отношения? Поезда продолжат движение? Скорее всего нет.
Россия становится одним из центральных игроков Нового Шелкового пути
Россия фактически постепенно становится одним из центральных игроков Нового Шелкового пути. Некоторые из наиболее важных евразийских маршрутов проходят через Россию на протяжении многих лет, например, Транссибирская магистраль и весь северный маршрут.
Однако, Россия помимо Транссибирского коридора, также вкладывает значительные средства в Северный морской путь, который затрагивает арктические морские порты России и образует объездной путь от загруженного внутреннего коридора. Эти инвестиции составят 716 млрд рос. рублей (8,6 млрд евро). Но Россия также инвестирует в модернизацию Восточного полигона на территории России: планируется инвестировать 850 миллиардов рос. рублей в Транссибирскую и Байкало-Амурскую железные дороги, – заявила Юлия Колосопова из «РЖД Логистика».
Субсидии продолжаются
Еще одна тема, которая ежегодно обсуждается, – это субсидии. Этот год должен был тсать последним годом, когда применялись субсидии от правительства Китая. Но, как мы выяснили в первый день саммита Европейского Шелкового пути, субсидия будут применяться еще в 2022 году, который должен стать последним.
Такое решение было принято правительством Китая с учетом продолжающейся пандемии, – сказал Джеки Ян из New Silk Road Intermodal в видеообращении к аудитории. 2022 год рассматривается участниками отрасли как последний год, когда в Китае действуют субсидии на центральном уровне.
Новый Шелковый путь нуждается в эффективных решениях
В условиях быстрого роста объемов Новый Шелковый путь нуждается в эффективных решениях как с точки зрения скорости, так и с точки зрения пропускной способности.
В этом году появились новые решения, такие как вагоны и контейнеры, с целью оптимизации евразийских перевозок. Например, высокоскоростная платформа, разработанная Sinara Transport Machines (STM), обещает перевозить контейнеры со скоростью 140 километров в час. В сочетании с оборудованием высокоскоростного подвижного состава эта новая платформа может позволить ОАО «РЖД» сократить транзитное время по России до семи дней.
Юлия Косолопова из «РЖД Логистика» поделилась еще более интересной информацией во время саммита Европейского Шелкового пути 2021. К 2024 году в субпроект по развитию контейнерного транзита Транссиб за 7 дней будет инвестировано 200 миллиардов рос. рублей (2,4 миллиарда евро), – сказала она. Этот проект направлен на сокращение времени доставки контейнеров от восточной до западной границы России до недели с сегодняшних 11-14 дней. Более того, это должно стимулировать рост объемов трафика.
Помимо высокоскоростных платформ, новый контейнер, разработанный Laude Smart Intermodal S.A, претендует на то, чтобы изменить правила игры на евразийских грузовых железнодорожных перевозках. 40-футовый контейнер SBOT был разработан польской логистической компанией специально для перевозки между Китаем и Европой. Его основная характеристика – увеличение вместимости на 25-30% по сравнению со стандартными 40-футовыми крупногабаритными контейнерами.
Новые контейнеры Laude имеют иную форму. У них более узкий, чем обычно, верх и широкий низ. Однако, по словам Цетнеровски, эти характеристики не мешают их штабелированию и хранению на грузовых площадках. Нашей главной целью было одновременно увеличить вместимость контейнера, чтобы с ним можно было обращаться, как с любым другим 40-футовым агрегатом. В этом смысле нет необходимости в специальных подъемных кранах, поскольку контейнер можно перемещать с помощью стандартных ричстакеров или кранов, – пояснил Мацей Цетнеровски, директор по развитию интермодальных перевозок Laude.
Заторы на границах
Высокие объемы движения в сочетании с более строгими пограничными процедурами или даже закрытием границ привели к заторам на всех без исключения маршрутах. Не только на главном пограничном переходе, но и на альтернативных пропускных пунктах, поскольку Калининград и Владивосток испытали значительные заторы.
В результате время транзита значительно увеличилось в 2021 году. На участке широкой колеи, который включает в себя маршрут через Беларусь, Россию и Казахстан, время транзита снизилось с рекордно низкого уровня в первом полугодии 2020 года (4,96) до рекордного уровня за тот же период этого года (6,84). Это далеко от цели, поставленной на 2024 год: 3,5 дня.
Нужно повышать качество услуг
Общее мнение о будущем Нового Шелкового пути сосредоточено на одном – необходимо ставить качество важнее количества. Учитывая длительное время в пути и загруженность коридора, пора сосредоточиться на улучшении качества услуг, соглашаются несколько игроков отрасли. Это означает, что меньше внимания уделять новым маршрутам, а больше – улучшению наших текущих маршрутов, – говорит Вольфганг Рупф из RTSB. Нужно сосредоточится на крупных европейских хабах, вместо постоянного открытия новых маршрутов, это поможет повысить качество услуг, – объяснил Дэвид Алоиа из Hupac, подчеркнув при этом, что Европа должна лучше контролировать расписание евразийских поездов и не позволять Китаю действовать бесконтрольно.
Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.