PortEconomics: ТОП-15 портов ЕС по итогам 9 месяцев 2021 года

ТОП-15 портов ЕС по итогам 9 месяцев 2021 года.

Хотя коронавирус появился в Китае в декабре 2019 года, его влияние на европейские порты стало заметно только в марте 2020 года. В 2020 году 15 крупнейших портов ЕС обработали 74,3 млн TEU, тем самым сократив общие потери TEU в 2020 году.

Тем не менее, подавляющее большинство из 15 крупнейших портов продемонстрировали отрицательные показатели роста в 2020 году, хотя эти потери в целом были намного меньше, чем во время финансового кризиса 2009 года. В таких портах, как Валенсия, Альхесирас и Бремерхафен, наблюдался очень скромный спад, в то время как другим пришлось согласиться с двузначным снижением TEU (например, Гавр, Барселона, Марсакслокк и Генуя).

Порт Антверпен стал единственным из первой десятки портов в Европе, смог продемонстрировать положительные показатели роста в 2020 году (+1,4%). Другой бельгийский контейнерный порт Зебрюгге, обработал 1,8 млн TEU (+7,7%) в результате дополнительного объема, полученного на терминале Cosco Shipping Ports. Джоя Тауро и Синиш, обслуживающие значительные потоки перевалки, также завершили 2020 год с положительными показателями роста.

Cредиземноморский перевалочный узел Джоя Тауро продемонстрировал уверенный рост примерно на 27%, так как Terminal Investment Limited (TiL) стала полноправным владельцем Medcenter Container Terminal (MCT) в Gioia Tauro после приобретения 50%-ной доли у Contship Italia летом этого года. Этот шаг повлиял на то, что больше контейнерных потоков MSC было направлено через Джоя Тауро.

Судоходная линия OOCL

Первые 9 месяцев 2021 года принесли значительный рост второй половине рейтинга 15 крупнейших контейнерных портов ЕС.

Первые 9 месяцев 2021 года принесли уверенный рост второй половине ТОП-15 портов Европы. Порты, потерявшие значительные объемы в 2020 году, восстановили свои позиции, причем наибольшее восстановление показали Гавр (+ 49%) и Барселона (+ 30,5%).

Первоначально Гавр сильно пострадал от французской национальной забастовки в декабре 2019 и январе 2020 года и падения азиатских грузов в I полугодии 2020 года, но французский порт сильно восстановился в 2021 году, чему способствовали проблемы с заторами в других крупных североевропейских хабах.

Резкое падение в Барселоне в первом полугодии 2020 года во многом связано с падением транзитных перевозок. Потоки импортных / экспортных контейнерных грузов в каталонском порту пострадали меньше. В 2021 году Барселона укрепила свои позиции, а также увеличила количество транзитных грузов.

В Генуе был зафиксирован значительный рост в первые 3 квартала 2021 года, несмотря на то, что близлежащий новый объект в Вадо-Лигуре (управляемый тем же управлением портовой системы) частично реализовал его потенциал роста.

Принадлежащие Cosco греческий узловой порт Пирей и порт Гданьск в Польше, два быстрорастущих в рейтинге европейских контейнерных портов, показали отрицательные показатели роста в 2020 году. Но только Гданьск смог переломить ситуацию в I-III квартале 2021 года.

PortEconomics: ТОП-15 портов ЕС по итогам 9 месяцев 2021 года 2

Пирей рискует потерять 4-ю позицию в рейтинге, уступив ее Валенсии в этом году. Спад на 6,1% в соседнем испанском перевалочном узле Альхесирас резко контрастирует с резким ростом примерно на 30% в марокканском Tanger Med через Гибралтарский пролив.

Порт Синиш, крупнейший контейнерный порт Португалии, в 2020 году обработал 1,6 млн TEU (+13%), частично восстановившись после снижения грузопотока на 19% в 2019 году.

Немецкая портовая система не смогла показать положительные показатели роста в 2020 году: Бремерхафен смог снизить падение до -1,8%, в то время как Гамбург снова пострадал в 2020 году (-7,9%). Первый сильно вырос в течение первых 9 месяцев этого года, в то время как Гамбургу пришлось смириться со скромным ростом на 2,4% за этот же период.

Разрыв в пропускной способности между Роттердамом и Антверпеном увеличился в I-III квартале 2021 года, при этом Роттердам превзошел Антверпен по темпам роста TEU, несмотря на то, что оба порта борются с кризисом цепочек поставок.

Проблемы с загруженностью портов в соседних портах способствовали стремительному росту Зебрюгге. Портовые власти Антверпена и Зебрюгге находятся в процессе слияния, чтобы сформировать порт Антверпен-Брюгге в 2022 году. При текущих темпах роста их совокупный контейнерный оборот в 2021 году останется примерно на 0,8 млн TEU ниже, чем в Роттердаме.

Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.