О развитии формата Dark stores в Беларуси.
Как отмечает директор Центра LOGCONSULT.BY Дмитрий Курочкин, пока формат Dark stores в Беларуси не особо развит. Да и бизнес это низкомаржинальный, существовать он может только в коллаборации с крупным ритейлом. Если не сказать, что такой формат и вовсе может существовать только в рамках экосистемы крупного ритейла. Основные затраты – это оплата работы курьеров, кладовщиков, логистов-закупщиков, аренда магазина-склада, поддержка и оптимизация приложения и т.д., да и вопросы с просрочкой никто не отменял. Опыт белорусских сервисов Ежик, Бегу показывает что бизнес это затратный и низкомаржинальный. Формат Dark stores может приносить деньги только при серьезном масштабировании, но для этого нужны серьезные инвестиции. Запуск Dark stores в 2-3 районах сильно «температуру по больнице» не поменяет.
Обновленный отраслевой отчет «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Беларуси 2021»
Поэтому ничего удивительного, в поглощении Ямигом (Евроопт) сервиса Бегу. Используя уже существующую инфраструктуру Евроопта, а это склады, розница, транспорт и курьеры, а также возможности поставленной системы закупок большими партиями и наложенную логистику, развивать формат Dark stores намного проще и менее затратно. У такого Dark stores больше возможностей для развития. Имея уже сложившуюся экосистему Евроопта, можно на нее наращивать новые элементы, например те же постаматы, Dark stores и др. сервисы. У Евроопта есть серьезные возможности нарастить сеть Dark stores, т.е. масштабироваться, использую свою действующую инфраструктуру.
Напомним, суть формата Dark stores – это быстрая доставка в определенном радиусе от склада-магазина. Как правило – это 15-20 минут от времени оплаты заказа. Именно быстрой доставкой этот формат отличается от обычных классических служб доставок рынка e-grocery. Когда классический ритейл приходит в формат Dark stores, он как правило не выдерживает сроков доставки в 15-20 минут, превращаясь в обычную службу доставки. Но именно фактор времени доставки в будущем станет решающим в борьбе за клиента, клиент не хочет ждать. Но любой логист понимает, чем быстрее доставка, тем больше затраты.
Я не питаю серьезных надежд, что Dark stores в Беларуси ближайшие годы сможет отвоевать значительную долю рынка у классических ритейлеров, но то что онлайн доставка рынка e-grocery будет расти, так это бесспорно. Быстрая скорость доставки и хороший ассортимент товаров может привлечь покупателей к формату Dark stores, а классический ритейл и службы доставок будут вынуждены развиваться в этом направлении. Службы доставок классического ритейла будут стараться уменьшать время доставки, формируя соответствующую логистику и инфраструктуру типа Dark stores, за этим будущее, – отмечает директор Центра LOGCONSULT.BY Дмитрий Курочкин
Определенный интерес к формату Dark stores есть и у белорусского сервиса Delivio.by. Минимальная инфраструктура для этого есть, ПО, курьеры, опыт в доставке. На профильных ресурсах во второй половине августа появлялась и соответствующая вакансия руководителя сети Dark store. В обязанности которого входило открытие сети Dark store «с нуля». Однако, пока не понятно будет ли Delivio.by развиваться в этом направлении. Проект это затратный, нужны серьезные инвестиции чтобы запуститься и масштабироваться.
Не думаю, что тот же Яндекс будет в Беларуси будет заходить в формат Dark store, их дело предоставление только информационных услуг в виде своего ПО. Российский Сбер в Беларуси также не имеет бизнеса, связанного с ритейлом. Вполне вероятно, что сеть гипермаркетов Green также будет формировать соответствующую инфраструктуру типа Dark store на базе действующей инфраструктуры и службы доставки.
Ну и конечно надо сказать про белорусский сервис доставки продуктов из дарксторов Bazar. Сервис начал свою работу в Минске в июле 2020 года, а сейчас уже доставляет более 16 000 доставок в месяц в 4 зонах доставки. Цель сервиса до конца 2021 года – делать 100 000 заказов в месяц в Минске. Спустя год работы в Минске, Bazar запустился в Киеве. План в Киеве на ближайший год – открыть 30 зон доставки и выйти в регионы. Кроме того, в планах компании запустить в этом году первые точки в регионах Украины: в Харькове и во Львове.
Поэтому, белорусский Dark stores пока не может похвастаться масштабностью. Пока это лишь в большинстве своем стартапы. Чтобы мастабироваться нужны либо серьезные инвестиции, либо действующая инфраструктура, которая есть только у действующих игроков классического ритейла, – говорит Дмитрий Курочкин.
Заинтересованные в получении полного 65-страничного отчета по рынку экспресс-доставки и курьерских служб в Беларуси (аналитика платная), могут направить запрос: info@logconsult.by или позвонить по тел.: +375296399698 (viber, telegram, whatsapp).