Железнодорожная отрасль Польши пострадала в результате пандемии.
Показатели железнодорожных грузоперевозок в Польше в прошлом году снизились, но не сильно, учитывая пандемию, которая повлияла на общие показатели железнодорожных перевозок. Более того, интермодальные перевозки продемонстрировали рост объемов грузов в 2020 году. Таковы цифры, представленные Польским управлением железнодорожного транспорта (UTK).
В 2020 году Польские железные дороги перевезли 223,2 млн тонн грузов, что на 5.6% меньше объемов, зафиксированных годом ранее. Так, в 2019 году железной дорогой было перевезено 236,3 млн тонн грузов.
Основная причина снижения – пандемия, и, учитывая эту ситуацию, ситуация на рынке была относительно лучше, чем у пассажирских перевозок по железной дороге. Этот сектор пострадал от пандемии намного сильнее. По данным ведомства, цифры показывают, что в Польше есть большой потенциал для железнодорожных грузоперевозок.
Еще более перспективным является рынок интермодальных перевозок, который в 2020 году показал рост. Его рыночная доля, измеряемая по весу перевозимых грузов, достигла 10,7%, что на 2,4 процентных пункта больше, чем в 2019 году, объемы в тоннах увеличились на 21,9%.
Так, 2020 год стал рекордным – почти 23,8 млн тонн грузов было перевезено интермодальным транспортом, – комментирует Игнаций Гура, президент UTK. В отчете отмечается, что интермодальные перевозки растут с каждым годом. В 2020 году на рост повлиял и изначальный рост рынка электронной коммерции. Многие товары заказываются из Китая и доставляются к физическим лицам по железной дороге через Польшу.
В отчете также приводятся данные о скорости движения поездов в Польше, о которой так много говорят. Согласно этим данным, средняя скорость грузового поезда в прошлом году несколько увеличилась. Хотя в 2019 году средняя скорость составляла 25,5 км/ч, в 2020 году она составляла 25,9 км/ч. Для интермодальных поездов средняя скорость значительно снизилась: с 31,7 км/ч до 30,3 км/ч.
Отчасти это связано с тем, как рассчитываются эти скорости, поясняется в отчете. На некоторых маршрутах расстояние невелико, и есть пункты пересечения границы. Например, маршрут на Малашевичи подвержен заторам на оживленной границе с Беларусью, поскольку это один из маршрутов Нового Шелкового пути. Если говорить о средней скорости, более длинные маршруты лучше. Тем не менее, эти средние скорости все еще относительно низкие по сравнению с другими странами ЕС и являются широко обсуждаемой темой в отрасли железнодорожных грузовых перевозок.
В также отчете делается вывод, что прошлый год был чрезвычайно сложным для мировой экономики, и сектор железнодорожного транспорта не смог защитить себя от кризиса. Об этом свидетельствует не только снижение объемов перевалки. По финансовым данным перевозчиков, перевозящих около 80% от общего веса груза, выручка этих перевозчиков снизилась на 6% до 8,24 млрд злотых (1,79 млрд евро). EBITDA в секторе железнодорожных грузовых перевозок в 2020 году составила около 1,14 млрд злотых (250 млн евро), снизившись на 23%.
В то же время, по мнению президента UTK, у железной дороги прекрасное будущее. В грузовых перевозках, и в частности в интермодальных перевозках, железнодорожный транспорт оказался очень хорошей альтернативой автомобильному транспорту. Из-за транспортных ограничений, связанных с пандемией, и обязательного карантина для людей, пересекающих границу, беспрепятственная доставка товаров разрешена только по железной дороге. Несмотря на сложную ситуацию, вызванную пандемией, грузовые железнодорожные перевозки работали эффективно как на внутренних, так и на международных маршрутах.