Подготовлен проект указа о таксомоторных перевозках.

В Беларуси подготовлен проект указа, в соответствии с которым Транспортная инспекция будет выдавать воителям-такси, а также диспетчерам карты допуска. Деятельность с сфере такси без карты допуска будет являться незаконной.

Итак, в соответствии разработанным Минтрансом Беларуси указом Президента, карты допуска должны будут получать:

  • водители;
  • диспетчеры автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении;
  • диспетчеры (агрегаторы) такси.

В частности, на каждое транспортное средство – такси нужно будет получить регистрационную карту. Как указывается в проекте указа, регистрация будет проводиться через электронный сервис, где у водителей и диспетчеров будут личные аккаунты. Таким образом, будет создана единая база-такси, информацию откуда смогут получать и другие гос.органы.

За так называемую регистрацию, водителю придется заплатить – 0,5 БВ (14,5 бел. руб. за каждого водителя), за регистрационную карту – 1 БВ (29 бел. руб. за каждое транспортное средство). Диспетчеры (агрегаторы) за карту диспетчера заплатят – 100 БВ (2900 бел. руб.). Без указанных карт, как диспетчерам, так и водителям легально работать на рынке такси будет невозможно. Выдавать карты допуска как водителям, так и диспетчерам будет Транспортная инспекция.

Транспортная инспекция может приостановить допуск таксиста на месяц, а диспетчера – на три месяца в следующих случаях:

  • два и более за год административных правонарушения установленного порядка приема средств платежа и (или) использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов;
  • использование незарегистрированной информационной платформы;
  • предоставлен недостоверный отчет в налоговую инспекцию;
  • передача заказа незарегистрированному водителю;
  • транспортные средства не соответствуют предъявляемым требованиям.

Также указ однозначно требует заключать трудовые договоры с водителями-таксистами (исключение только для водителей-ИП). Кроме того, арендаторами автомобилей могут быть только ИП и юрлица.

Отметим, что с приходом Яндекса, появилось множество фирм-прокладок, так называемых перевозчиков. Эти компании открываются, потом ликвидируются, открываются новые, у некоторых по 3-5 компаний, где фактически учредителем является одно и то же лицо. У некоторых таких компаний по 100-200 машин работает на Яндексе, а зарегистрировано в ФСЗН всего 5-10 наемных работников (водителей) и традиционно ни одного кассового аппарата, в т.ч. совмещенного с таксометром в налоговой незарегистрировано. К примеру, налоговой инспекцией в июне 2021 года в ходе оперативной проверки выявлен случай, когда фактически у компании было 500 машин на Яндексе, а в ФСЗН зарегистрирован только директор. Соответственно, планируемые изменения, не что иное, а борьба с выплатами заработной платы в конвертах, когда соц.отчисления (ФСЗН) и подоходный налог не платятся, водителю фирма-прокладка платит наличными, за вычетом комиссии агрегатора (23% в Минске) и автопарка (а это еще 5-7%). В этом случае такая фирма-прокладка платит только налог с оборота, в зависимости от того какую систему налогообложения применяет, общую или УСН например, а налоги с заработной платы и вовсе не платятся, а водители оформляются по договору подряда. Традиционно к этому еще надо добавить, необходимость страховки «как для такси», а также прохождение техосмотра – 2 раза в год.

Но даже ИП-шнику для подключению к Яндексу нужна вот такая фирма-прокладка, напрямую агрегатор с ИП-шниками практически не работает. В ситуации с ИП-шниками все более-менее легально, фирма-прокладка в этом случае ничего не нарушает, а перечисляет заработанное водителем-ИП на его текущей расчетный счет ИП, а он уже сам уплачивает как правило 5% налог с выручки и фиксированные отчисления в ФСЗН (если водитель не имеет основной работы). Но огромная армия физически лиц, работающих в такси через фирмы прокладки фактически остается в тени, с их заработной платы не уплачиваются налоги. Теперь фактически вводится запрет на оформление водителей по договору подряда, только по трудовому договору.

Если этот Указ будет принят, фактически деятельность таких фирм-прокладок остается под вопросом. Система, созданная с приходом Яндекса не сможет работать, выплаты налогов с заработной платы водителей, вводят фирмы-прокладки в «минуса». Фактически будет парализована вся работа фирм-прокладок. Такие фирмы смогут работать только с водителями ИП.

Некий люфт по времени еще есть, с 21 по 31 июля 2021 г. на правовом форуме проводится общественное обсуждение данного указа, можно прислать свои предложения и комментарии. А в случае принятия указа – положения вступят в силу через 6 мес. Следовательно, в случае принятия данного указа, он ступит в силу не ранее февраля 2022 года.

Таким образом, цель данного указа – «обелить» рынок таксомоторных перевозок, заставить так называемые фирмы-прокладки выплачивать налоги с заработной платы.

Традиционно, Яндекс (а он занимает 60-70% рынка таксомоторных перевозок в Беларуси) выступил с резкой критикой данного указа, т.к. данные нормы по мнению агрегатора, значительно ухудшают положение водителей-такси, вводятся преграды для доступа водителей на рынок таксомоторных перевозок.

Другими участниками рынка высказываются мнения о необходимости введения института самозанятых в такси с уплатой единого налога. Данное предложение весьма интересно – заплатил налог и работай легально.