Отрасль переживает наибольший всплеск мирового спроса на контейнерные грузоперевозки.
По данным компании Hapag-Lloyd, беспрецедентный всплеск спроса на контейнерные грузоперевозки представляет собой одно из крупнейших изменений в мировой экономике за последние 50 лет.
Во время недавней пресс-конференции генеральный директор Hapag-Lloyd Рольф Хаббен Янсен охарактеризовал всплеск мирового спроса на контейнерные грузоперевозки как наибольшее изменение в модели потребительского поведения с 1970-х годов. По мнению Янсена, эта тенденция указывает на то, что у рынка снова появился интерес к товарам, а не к услугам.
Янсен назвал нынешний всплеск спроса «стечением неблагоприятных обстоятельств», но сказал, что это временное рыночное явление, поскольку большая часть отправляемых грузов – это бытовая техника и мебель, потребность в которых обусловлена затянувшимся локдауном в большинстве регионов. По словам Янсена, сейчас невозможно предсказать, когда рынок контейнерных перевозок снова вернется в норму. Тем не менее, эксперт выразил надежду, что предположительно ко II кварталу 2021 года всплеск потребительского спроса снизится.
Мы хотим вернуться к привычному ритму работы и предоставлять услуги контейнерных перевозок по конкурентоспособным ценам. В наших долгосрочных интересах, чтобы контейнерные перевозки были экономически привлекательными, – говорит Рольф Хаббен Янсен.
Резкий рост спроса на контейнерные грузоперевозки произошел прошлым летом после огромного спада на ранних этапах пандемии covid-19. В период с апреля по июнь 2020 года мировой спрос на товары снизился на 20% и все заказы на доставку грузов из Азии были отменены. Сообщается, что в апреле компания Hapag-Lloyd теряла по 7 млн долларов в день.
Однако возобновление работы китайских заводов и экспортных поставок привело к задержкам и перегруженности многих портов США, таких как Лос-Анджелес и Лонг-Бич. В результате некоторые перевозчики перенаправили часть сервисов в другие регионы, включая Северо-Запад и Восточное побережье Тихого океана. В Европе также были проблемы, связанные с перегруженностью портов, однако по словам Янсена они были не настолько серьезными, как в США.
Отраслевой эксперт и генеральный директор консалтингового агентства Sea Intelligence Ларс Дженсен утверждает, что для того, чтобы спрогнозировать окончание этого бума, нужно задаться вопросом, а что будет дальше.
Было бы разумно предположить, что с окончанием локдауна услуги снова станут важным пунктом расходов. Но как быстро и резко это произойдет? Не станут ли потребители чрезмерно наверстывать упущенное и тратить на услуги больше, чем обычно, а на товары – меньше? Если взять рост расходов за последние полгода – сколько из них было потрачено на товары, которые люди все равно купили бы? А люди, у которых в итоге накопились большие сбережения – как они будут их тратить после окончания карантина? Поэтому для меня весь 2021 год является очень непредсказуемым с точки зрения спроса, – говорит Ларс Дженсен.
Дженсен также поддержал мнение Hapag-Lloyd о том, что сейчас для перевозчиков крайне важно, чтобы рынок восстановил равновесие. Очевидно, что в интересах перевозчиков нормализовать рынки, которые сейчас в полном хаосе из-за множества различных проблем, связанных с судами, оборудованием, снижением пропускной способности портов, терминалов, автомобильного транспорта и т. д. Из-за этого чрезвычайно трудно нормально предоставлять услуги, о чем сейчас свидетельствует очень низкая надежность графиков доставки. Это, в свою очередь, ухудшает отношения с клиентами, – отмечает Ларс Дженсен.
Кроме того, по мнению Дженсена, пока никаких слияний крупных логистических компаний не предвидится, и любые шаги по повышению эффективности будут происходить среди «мелких региональных игроков – тенденция, которая началась еще до вспышки пандемии covid-19.