Об официальных итогах развития транспортного комплекса Беларуси в 2020 году и планах на 2021.

В распоряжении INFOTRANS.BY оказался протокол заседания Минтранса Беларуси от 5 февраля 2021 года на котором обсуждались официальные итоги развития транспортного комплекса Беларуси в 2020 году. Публикуем основные выдержки из доклада «Об итогах работы транспортного комплекса Республики Беларусь в 2020 году и задачах по его развитию на 2021 год», озвученные 5 февраля 2021 года Министром транспорта и коммуникаций Беларуси Алексеем Авраменко на расширенном заседании коллегии Минтранса.

Не выполнены следующие показатели:

  • экспорт транспортных услуг (за январь-ноябрь 2020 г. показатель составил 90,5% (оценка за 2020 год 90,0%) при задании 104,5%);
  • пассажирооборот транспорта (73,0% при задании 102,5%);
  • грузообороту транспорта (без трубопроводного) (109,0% при задании 123,5%);
  • экспорт услуг в Китайскую Народную Республику (за январь-ноябрь 2020 г. – 47,3 млн долл. (за 2020 год оценивается 49,8 млн долл.) при задании 83,0 млн долл.).

Валовая добавленная стоимость (ВДС) по виду экономической деятельности «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность» составила 91,5% к 2019 году. Значение ВДС транспортной деятельности сложилось за счет снижения грузооборота на 5,9% к уровню предыдущего года, пассажирооборота на 33,7% и объемов работ от вспомогательной деятельности на 4,1%.

По организациям системы Минтранса за январь-ноябрь 2020 года рентабельность продаж составила 6,0% (за 2020 год оценивается 5,7%) со снижением к соответствующему периоду 2019 года на 3,6 процентных пункта. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в организациях системы Минтранса за 2020 год составила 1 225,7 бел. руб. (100,0 % к уровню 2019 года). Среднесписочная численность работников организаций Минтранса составила 93,0 тыс. человек и сократилась на 5,5% к предыдущему году.

Итоги развития транспортного комплекса Беларуси в 2020 году и задачи на 2021 (официально) 1

Задачи на 2021 год.

Рекомендовать облисполкомам и Минскому горисполкому проводить целенаправленную работу по:

  • повышению окупаемости перевозок собственными доходами транспортных коммунальных организаций;
  • обновлению парка подвижного состава транспортных коммунальных организаций;
  • развитию коммуникаций городского электрического транспорта;
  • формированию планов приобретения электрифицированных транспортных средств отечественной техники, подкрепленных источниками финансирования;
  • выполнению нормативов государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики в области транспорта.

Итоги развития транспортного комплекса Беларуси в 2020 году и задачи на 2021 (официально) 3

В области международных перевозок и логистики планируется:

  • обеспечить до 1 марта 2021 года подписание Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Российской Федерации об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки нефтепродуктов происхождения Республики Беларусь, предназначенных для поставки на экспорт в третьи страны через морские порты Российской Федерации;
  • подготовить до 30 июня 2021 года предложения по внесению изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. № 614 «О защите национального рынка транспортно­экспедиционных услуг» в части совершенствования процедур закупок транспортно-экспедиционных услуг;
  • обеспечить до 1 марта 2021 года подписание Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности.
  • обеспечить проведение переговоров с компетентными органами зарубежных государств в области транспорта для возможной отмены разрешительной системы по выполнению международных автомобильных перевозок;
  • продолжить взаимодействие с Китайской стороной по согласованию квот обмена разрешениями на осуществление международных автомобильных перевозок грузов;
  • продолжить совершенствование договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества, в том числе с Испанией, Португалией и Марокко в области международных автомобильных перевозок;
  • обеспечить подготовку проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о международном автомобильном сообщении;
  • подготовить до 1 октября 2021 года предложения об изменении Правил автомобильных перевозок грузов с целью совершенствования процедуры выдачи разрешений на проезд транспортных средств по территориям иностранных государств, создания действенного механизма стимулирования автомобильных перевозчиков к эффективному использованию этих разрешений;
  • обеспечить до 1 июля 2021 года разработку концепции единой информационной транспортной платформы в сфере автомобильных перевозок пассажиров;
  • разработать до 1 ноября 2021 года предложения по совершенствованию законодательства в сфере автомобильных перевозок пассажиров на основе разработанной концепции.
  • подготовить до 1 сентября 2021 года нормативного правового акта по предоставлению Минтрансу полномочий на установление порядка учета, мониторинга и расследования транспортных происшествий;
  • подготовить предложения по совершенствованию системы гостехосмотра в рамках проводимой ЕЭК работы по корректировке технического регламента Таможенного союза до 31 декабря 2021 года;
  • реализацию электронной административной процедуры по выдаче специальных разрешений на проезд ТКТС через единый портал электронных услуг до 1 июля 2021 года;
  • совместно с оператором системы BelToll выработать механизм оплаты за проезд по платным дорогам по тарифам в белорусских рублях с подготовкой соответствующих предложений по корректировке нормативной правовой базы и инвестиционного договора с компанией Капш Телематик Сервисиз.

Итоги развития транспортного комплекса Беларуси в 2020 году и задачи на 2021 (официально) 5

В области развития дорожной инфраструктуры планируется обеспечить:

  • подготовку к реализации проекта «Реконструкция автомобильной дороги Р-46» и подписание соответствующего кредитного соглашения до 1 сентября 2021 года;
  • завершение реконструкции автомобильных дорог: Р-53 Слобода; Р-23 Минск – Микашевичи; Р-16 Тюхиничи-Высокое-граница Республики Польша (Песчатка);
  • проработку источников финансирования по проекту модернизации автомобильной дороги М-1/Е30;
  • проведение в течение 2021 года второго этапа и переговоров с победителем конкурса о заключении соглашения на условиях государственно-частного партнерства по реконструкции автомобильной дороги М-10 на участке 109 –195 км;
  • завершение разработки проектно-сметной документации по строительству нового автодорожного пограничного мостового объекта через реку Западный Буг на пограничном автодорожном переходе Домачево – Словатичи на белорусско-польской государственной границе и ее согласование с польской стороной.

Итоги развития транспортного комплекса Беларуси в 2020 году и задачи на 2021 (официально) 7

В области морского и речного транспорта планируется:

  • внесение до 1 июля 2021 года в установленном порядке законодательного акта по изменению Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь;
  • принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации в полном объеме функций, возложенных на государственное учреждение «Государственная администрация водного транспорта»;
  • проведение процедур по реорганизации РТУП «Белорусское речное пароходство» в целях разделения перевозочной и портовой деятельности;
  • введение в эксплуатацию портовой инфраструктуры причалов «Ямно» речного порта Брест до 1 августа 2021 года;
  • подготовку до 1 марта 2021 года обоснованных предложений в проект международного межведомственного договора о требованиях к минимальному составу экипажей судов.

Итоги развития транспортного комплекса Беларуси в 2020 году и задачи на 2021 (официально) 9

В области авиации планируется:

  • разработать проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Воздушного кодекса Республики Беларусь» до 31 декабря года;
  • внедрение новых стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в национальное законодательство Республики Беларусь;
  • прохождение внутриреспубликанских процедур для подписания Соглашений о воздушном сообщении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Султаната Оман, США, Сейшельскими островами;
  • начать подготовку специалистов по летной эксплуатации гражданских воздушных судов (пилот) в УО «Белорусская государственная академия авиации» с 1 сентября 2021 года;
  • проведение соответствующих мероприятий по организации выполнения рейсов по трансконтинентальным направлениям;
  • принять меры по безусловному вводу в эксплуатацию до 1 июля 2021 года Центра управления воздушным движением на землях Смолевичского района;
  • выработать до 1 мая 2021 года предложения по совершенствованию тарифной политики в целях выравнивания условий хозяйствования авиационных организаций;
  • принять меры по обновлению парка грузовых и пассажирских воздушных судов для повышения конкурентоспособности авиаперевозок;
  • обеспечить до 1 марта 2021 года подготовку и внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта решения Главы государства, предусматривающего нормы по дальнейшей эксплуатации и загрузки аэродрома Орша.
  • РУП «Национальный аэропорт Минск», ОАО «Авиакомпания «Белавиа» до 25 февраля 2021 года разработать и представить в Минтранс комплексы мероприятий, направленных на стабилизацию финансово-экономического положения и выход на безубыточную работу организаций, для утверждения их в Совете Министров Республики Беларусь.

Итоги развития транспортного комплекса Беларуси в 2020 году и задачи на 2021 (официально) 11

В области железнодорожного транспорта планируется:

  • разработать и внести до 1 апреля 2021 года в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проекта нормативного правового акта по определению порядка субсидирования расходов при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в городском сообщении;
  • принять необходимые технологические и организационные меры с учетом оценки структуры энергосистемы БЖД и дальнейших планов по электрификации для получения максимального экономического эффекта от новых подходов тарифной политики на оплату электроэнергии;
  • приступить к разработке проектной документации по инвестиционному проекту «Организация скоростного пассажирского железнодорожного сообщения Минск – Городище – Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» – Национальный аэропорт Минск»;
  • завершить реализацию проекта «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи. 3-я очередь. Участок Жлобин – Калинковичи»;
  • обеспечить укрепление материально-технической базы для развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, обновление подвижного состава;
  • повысить клиентоориентированность перевозок пассажиров железнодорожным транспортом за счет ускорения движения поездов в межрегиональном сообщении, совершенствования способов реализации проездных документов, повышения качества обслуживания пассажиров;
  • обеспечить развитие цифровизации железнодорожных грузовых перевозок (совершенствование пользовательских on-line сервисов, расширение области применения электронных документов в международном сообщении);
  • Белорусской железной дороге до 25 февраля 2021 года разработать и представить в Минтранс комплексы мероприятий, направленных на стабилизацию финансово-экономического положения и выход на безубыточную работу организаций, для утверждения в Совете Министров Республики Беларусь;
  • Белорусской железной дороге на основе проведения системного анализа представить до 1 апреля 2021 года обоснованные предложения: о выводе отдельных видов деятельности в конкурентную среду и целесообразности разделения перевозочной деятельности и инфраструктуры; о дерегулировании тарифов на отдельные виды услуг; о перспективной структуре управления железной дорогой;
  • принять действенные меры по финансовому оздоровлению государственного объединения, сформировать финансовую модель Белорусской железной дороги с учетом оптимизации ее структуры и совершенствования системы управления ее доходами и расходами;
  • продолжить развитие контейнерного сегмента грузовых перевозок.