«Запад-Транснефтепродукт» уходит в минуса из-за повышения Беларусью налоговой нагрузки.
По прогнозам «Транснефти», деятельность «Запад-Транснефтепродукт» в 2021-2024 годах будет убыточной. Убыток может составлять 700-800 млн рос. руб. (9,3-10,6 млн долл) в год, а дефицит денежных средств на конец 2024 года прогнозируется в объеме 1,5 млрд рос. руб. (20 млн долл).
Напомним, УП «Запад‑Транснефтепродукт» является оператором нефтепродуктопровода, предприятию принадлежит 772 км магистральных нефтепродуктопроводов, проходящих по 21 району и 3 областям Республики Беларусь. Собственником имущества УП «Запад‑Транснефтепродукт» является российское ПАО «Транснефть». «Запад-Транснефтепродукт» осуществляет транзит российских нефтепродуктов в направлении Латвии и Украины, а также перекачку белорусских нефтепродуктов с ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» за пределы Республики Беларусь.
В 2020 году УП «Запад-Транснефтепродукт» осуществляло перекачку дизельного топлива:
- из Российской Федерации в направлении Латвийской Республики и Украины в объемах, доведенных ПАО «Транснефть»;
- с ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» в систему магистральных нефтепродуктопроводов с последующей их поставкой за пределы Республики.
С 1 января 2020 года в Беларуси ставка налога на прибыль увеличена с 18% до 50%, введен экологический сбор, величина которого составит порядка 80-90 млн рос. руб. (1-1,2 млн долл) ежегодно в 2021-2024 гг. Кроме того, объемы перекачки нефтепродуктов снизились с 6 млн тонн в 2019 году до планируемых 3,4 млн т ежегодно в 2021-2024 гг.
Причем, под действие введенного в Беларуси экологического налога попадает фактически только «Запад-Транснефтепродукт», так как он не распространяется на транспортировку нефти и нефтепродуктов белорусского происхождения, а также нефти, транспортируемой по территории республики с территории Украины и из Польши.
С учетом введения экологического налога, повышения ставки налога на прибыль до 50% и сильного падения объемов транспортировки нефтепродуктов, у предприятия не будет хватать денег на бесперебойную и безаварийную эксплуатацию трубопроводов и на развитие, – отмечает советник президента «Транснефти», пресс-секретарь Игорь Демин.
Повышение тарифа на транспортировку нефтепродуктов по территории Беларуси может повлечь отток транзитных объемов с применением альтернативных видов транспорта и маршрутов, что приведет еще к большему падению показателей экономической деятельности «Запад-Транснефтепродукт».
Только при объеме 4,7 млн тонн финансовый результат перестает быть отрицательным, а для поддержания техсостояния трубопровода в рабочих условиях нужно прокачивать не менее 5 млн тонн, тогда удастся аккумулировать 75 млн рос. руб. (1 млн долл) для ремонтных работ.
Рост налоговой нагрузки в Беларуси и активизация белорусских контрольно-надзорных органов создают реальные предпосылки банкротства и последующей национализации предприятия УП «Запад-Транснефтепродукт» в пользу Минска, – отмечает Игорь Демин.
С начала 2020 года и до сих пор контрольно-надзорные органы Беларуси усилили проверки предприятия. В частности, из Комитета государственной безопасности, Комитета государственного контроля, Министерства внутренних дел, Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, Департамента финансовых расследований, Государственного таможенного комитета, Министерства по налогам и сборам на предприятие поступило более 150 запросов. Также руководителей предприятия проверяют на предмет возможного уклонения от уплаты налогов.
Возможный переход УП «Запад-Транснефтепродукт» из собственности Российской Федерации в собственность Республики Беларусь (национализация) приведет к существенным финансовым потерям Российской Федерации, на текущий момент стоимость активов предприятия – 6,7 млрд рос. руб. (89,3 млн долл).