Итоги развития транспортной отрасли Беларуси.
В 2020 году транспортная отрасль Беларуси столкнулась с серьезным вызовом, связанным с пандемией covid-19. Снижение объема перевезенных грузов и грузооборота коснулось всех видов транспорта. Самым пострадавшим от пандемии covid-19 оказались железнодорожные перевозки и авиаперевозки.
По данным Национального статистического комитета Беларуси, автомобильным транспортном было перевезено 159785,2 тыс. тонн грузов, что на 1,2 % ниже аналогичного периода прошлого года. Грузооборот автомобильного транспорта составил 28777,6 млн т-км (+0,9%).
Железнодорожным транспортом было перевезено 124956,8 тыс. тонн грузов (–14,1%), грузооборот снизился до 42420,4 млн т-км (–12%). Объем перевозок грузов авиатранспортом составил 31,6 тыс. тонн (+12,1%), грузооборот вырос на 57,5% до 76,3 млн т-км (–10,4%). Внутренним водным транспортом было перевезено 2696,3 тыс. тонн грузов, что 20,3% больше аналогичного периода прошлого года, грузооборот снизился на 10,4% до 29,9 млн т-км.
Железнодорожные перевозки
Пандемия covid-19 значительно повлияла на железнодорожную отрасль. В целом, объем перевозок грузов БЖД за 2020 г. упал на 14,1%, грузооборот – на 12%. При этом, по сравнению с 2019 годом, ввоз упал на 9,4%, вывоз снизился на 10,7%, но самое серьезное снижение произошло по транзитным перевозкам, транзит просел на рекордные 32,9%. Что касается грузооборота, то самое значительное падение по транзиту, он просел на 21% по сравнению с 2019 годом.
В связи с пандемией covid-19 значительное снижение произошло и по пассажирским перевозкам. Международное направление железнодорожных пассажирских перевозок стало самым пострадавшим.
За 2020 год БЖД перевезла почти 60 млн пассажиров, что на 24,7% меньше аналогичного периода прошлого года. Пассажирооборот в целом за 2020 году упал на 40,6%, самое серьезное падение произошло по международным перевозкам, там пассажирооборот упал на 87%. В международном направлении БЖД перевезла 540,2 тыс. чел, что 85,7% ниже уровня 2019 года.
Напомним, что в связи с пандемией covid-19 международные железнодорожные пассажирские перевозки были приостановлены со всеми странами-соседями. Железнодорожное пассажирское сообщение с Россией возобновлено с 8 февраля 2021 года.
В сфере железнодорожного транспорта акцент будет сделан на обеспечение финансовой устойчивости БЖД, развитие контейнерного сегмента грузовых перевозок, расширение географии и маршрутов следования. Кроме того, будет завершен проект по электрификации участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи, продолжится обновление подвижного состава.
Что касается работы пассажирского комплекса, то в приоритете – повышение его клиентоориентированности. Речь об ускорении поездов, внедрении новых форм продажи проездных документов и других новшествах.
Авиа
Пандемия covid-19 оказала значительное влияние на авиационную отрасль и внесла свои корректировки в итоги работы минского аэропорта. Из-за нестабильной эпидемиологической обстановки с середины марта авиакомпании стали массово отменять запланированные авиарейсы. Наблюдался перерыв в выполнении международных рейсов иностранными авиакомпаниями, а также было отменено значительное количество рейсов Белавиа.
За 2020 год Национальный аэропорт «Минск» обслужил 1 939 192 пассажира, что на 62% меньше чем в 2019 году. Количество самолето-вылетов в 2020 году сократилось на 53,2% по отношению к 2019 году и составило 13 292.
Таким образом, если по итогам 2019 года минский аэропорт впервые перешагнул отметку в 5 млн пассажиров и тем самым вошел в новую категорию по пассажирскому трафику, то по итоговым данным 2020 года наблюдается совсем иная картина. Почти 2 млн – таков пассажиропоток за этот год, что вернуло аэропорт «Минск» к объемам 2012 года – тогда аэропорт обслужил чуть более 1 млн 820 тыс.
Однако, несмотря на все сложности, Беларусь не закрывала свои аэропорты, продолжала выполнять полеты по открытым направлениям. Благодаря этому на родину смогли вернуться свыше 8 тыс. белорусских граждан, а также транзитные пассажиры смогли вернуться через Беларусь домой.
В 2020 году завершена реконструкция аэродрома Орша, расположенного на территории особой экономической зоны «Бремино-Орша». Аэропорт Орша открыт для международных грузовых авиаперевозок.
В сфере воздушного транспорта будут работать над таким новым направлением, как подготовка пилотов на базе Белорусской государственной академии авиации. Внимание будет уделено развитию рынка грузовых авиаперевозок, продолжится обновление парка грузовых и пассажирских воздушных судов.
Авто
Автомобильная отрасль на протяжении всей пятилетки стабильно наращивала грузооборот. В 2020 году на фоне общего сокращения перевозок автомобилисты-международники столкнулись с простоями в ожидании загрузки в европейских странах и на границе, но отрасль смогла обеспечить почти процент прироста, в то время как соседние государства просели по данному показателю.
В 2020 году в отрасли был реализован ряд инвестиционных проектов. Введены в эксплуатацию автодороги Р122 Могилев – Чериков – Костюковичи, Р16 Тюхиничи – Высокое – граница Польши (II очередь), М3 Минск – Витебск (обход н.п.Плещеницы), мост через Сож в Славгородском районе.
Усовершенствована система взимания платы за проезд по платным дорогам, расширена сфера внедрения новых технологий на транспорте и т.д.
В сфере международных автомобильных перевозок предстоит усовершенствовать процедуру выдачи разрешений, создав действенный механизм их эффективного использования, а также продолжить работу по возможной отмене разрешительной системы. Необходимо законодательно урегулировать перевозки пассажиров с уклоном на цифровизацию. С учетом задачи пятилетки по увеличению доли электрифицированных транспортных средств до 30% будет расширяться применение электробусов.
Что касается дорожного хозяйства, будут реконструироваться юго-западный обход Могилева, три моста по проекту «Республиканские мосты и реконструкция автодороги М3». Завершится реконструкция автодорог Р53 Слобода – Новосады и Р23 Минск – Микашевичи.
Также планируется заключить кредитное соглашение с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций для реализации инвестпроекта «Реконструкция автомобильной дороги Р46» и соглашение на условиях государственно-частного партнерства по реконструкции М10.
Приоритетные направления развития Минтранса на 2021-2025 годы заложены в госпрограммах «Транспортный комплекс» и «Дороги Беларуси». Как отметили в министерстве, выполнение поставленных задач послужит основой роста и повышения конкурентоспособности транспортных услуг на базе качественной и безопасной транспортной инфраструктуры.
В целом 2021 году планируется вырабатывать новые подходы и методы в решении задач, обеспечивать качественный рост производительности труда предприятий транспортной отрасли, сокращать непроизводительные расходы с направлением средств на инвестиции.
Водный транспорт
В 2020 году впервые водным транспортом был доставлен белорусский экспортный груз потребителям в cербский порт Панчево. В 2020 году создана Государственная администрация водного транспорта.
С учетом созданной в 2020 году Государственной администрации водного транспорта в 2021 году продолжится реформирование этой отрасли, в том числе разделение перевозочной и портовой деятельности. Также завершится внесение изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Беларуси.