Китай – Европа: нехватка контейнеров, перегруженность инфраструктуры, высокие тарифы теперь и на железной дороге.
Дефицит пустой тары и резкий скачок спроса на перевозки отразился и на ценовой политике операторов – тарифы на доставку грузов железной дорогой выросли примерно в 5 раз. Кроме того, скопление контейнеров на границе Китая с Казахстаном (Алашанькоу и Хоргос) привело к временной приостановке некоторых регулярных рейсов из Китая в Европу. Некоторые логистические компании еще на прошлой неделе предупредили своих клиентов о непростой ситуации на маршруте.
С начала декабря 2020 г. отправление некоторых поездов по направлению из Китая в Европу было приостановлено. Железнодорожное сообщение в восточном направлении, из Европы в Китай, работает в обычном режиме, но мы ожидаем определенных задержек на участке между пунктами пересечения границы СНГ и Китая. Мощности на западном направлении крайне ограничены, отправка грузов осуществляется на основе предварительного бронирования, при условии наличия места и оборудования. Необходимо проверять все потенциальные бронирования в каждом конкретном случае, поскольку спрос на места на сервисе «экстремально» высокий, – говорит представитель логистической компании Geodis.
Согласно отчету издания International Railway Journal, споры вокруг карантинных мер привели к тому, что Китай и Казахстан ограничили количество поездов, пересекающих границу. Однако по мнению Роба Фостера из компании Norman Global Logistics, основной проблемой все же является скопление контейнеров, а не приостановка сервисов.
Огромные заторы на границе, перевозчики не могут справиться с таким количеством скопившихся вагонов. На прошлой неделе тарифы на железнодорожные перевозки в западном направлении составляли от 6 до 10 тыс. долл. за 40-футовый контейнер, что в 4-5 раз больше, чем в этот же период прошлого года. И даже при таких расценках операторы не гарантируют место на сервисе, – отмечает менеджер по развитию бизнеса Norman Global Logistics Роб Фостер.
По мнению Роба Фостера, «существенная нехватка» оборудования также внесла свою лепту в сложившуюся ситуацию. Причем в ситуации с дисбалансом оборудования (пустых контейнеров под загрузку) существенная вина судоходных линий, т.к. контейнера используются совместно. У железнодорожных операторов не так много контейнеров, как у судоходных линий.
В последние годы объемы грузоперевозок железной дорогой резко возросли, с нескольких рейсов в неделю до сотен в месяц, что оказало значительное давление на сеть. Согласно последним данным, в этом году количество поездов, проходящих через Алашанькоу увеличилось на 42% – до 4,5 тыс. рейсов.
При этом эксперты скептически относятся к перспективе использования автомобильного транспорта в качестве альтернативы для доставки грузов из Китая в Европу. Этот метод работал пару месяцев назад, но во время пересечения границы у некоторых водителей выявили коронавирус, что, как мы слышали, привело к приостановке многих услуг, – отметил Роб Фостер.