Китай – Европа: ставки на морские перевозки выросли до 10 тыс. долл., но мест на сервисах практически нет.
Рекордно высокие ставки фрахта из Китая на порты Северной Европы и прогнозы по повышению годовых контрактных ставок могут привести к резкому увеличению количества отмененных заказов на следующий год. Европейские продавцы уже нервничают по поводу новых частичных блокировок, препятствующих поставкам товаров в Азию, а огромные ставки фрахта и надбавки, которые им выставляют, значительно усиливают их опасения. Мы определенно начинаем видеть, как клиенты отказываются от услуг, так как ставки значительно выросли и все равно мест на сервисе может и не быть, – говорит один из европейских экспедиторов.
Перевозчики уже выставили ставки фрахта в 10 тыс. долл за 40’HC для январских поставок из Китая в Великобританию, другой источник сообщил, что котировки уже достигают 13,5 тыс. долл. Кроме того, как указывают многие профильные источники, в частности TheLoadstar, судоходные линии используют множество разных надбавок к ставке фрахта, включая увеличение сборов за отмену бронирования. А ведь ставка фрахта формируется только в момент отплытия контейнера, и она может отличатся от ранее выставленной котировки.
Многие клиенты отказываются от перевозки и не имеют возможности нести такие высокие затраты на логистику. Кроме того, как сообщил INFOTRANS.BY один из белорусских экспедиторов, повысились и оптовые цены на товары из Китая. Тем, кто уже купил партию товара в Китае ее необходимо вывезти в декабре, китайцы отказывают в длительном хранении оплаченной партии товара (до нормализации ситуации со ставками фрахта). В этом случае этот товар из Китая нужно вывезти любой ценой и по любому фрахту, иначе китайцы пересчитают стоимость уже по новой цене и выставят доплату на дату отгрузки.
Один британской экспедитор говорит, что его перевозчик рассматривает возможность взимания платы за отмену бронирования в размере 1000 долл. за TEU и это несмотря на неопределенность с доступностью оборудования. Это 2000 долл. за FEU, за то, что они ничего не делают, кроме перераспределения ящиков, которых у них нет, – отмечает экспедитор.
В сообществе экспедиторов также есть опасения, что клиенты либо откажутся, либо не смогут оплачивать все дополнительные расходы, которые возникают из-за сбоев в цепочке поставок.
Несколько недель назад в бельгийский порт Зебрюгге было доставлено около 6000 TEU из-за того, что перевозчики Ocean Alliance перенаправили контейнера с сильно перегруженного порта Феликстоу в бельгийский Зебрюгге. При этом претензии в адрес морских линий, никак не решают этот вопрос, очень часто на них просто нет ответа.
В другом случае 8 контейнеров с игрушками, которые необходимо было доставить в магазины Великобритании перед Рождеством и которые должны были быть выгружены в Саутгемптоне, вместо этого были выгружены в Дюнкерке после того, как судно пропустило заход в Великобританию. Перевозчик сообщил экспедитору, что транзитное время для их доставки в Саутгемптон составит восемь дней.
Европейский совет грузоотправителей и ассоциация экспедиторов CLECAT призвали Европейскую комиссию последовать примеру Федеральной морской комиссии США и усилить контроль за работой судоходных линий.