На очередном заседании Правления Ассоциации «БАМАП» подведены итоги 2020 года.
Итоги работы международного автомобильного транспорта в уходящем 2020 г. в условиях covid-19, а также меры по развитию отрасли в 2021 г. и ряд других актуальных для белорусских перевозчиков вопросов обсуждены на заседании Правления Ассоциации «БАМАП», которое состоялось 10 декабря 2020 г. в режиме видеоконференции. От Минтранса Беларуси в заседании приняли участие заместитель Министра Сергей Дубина и начальник Транспортной инспекции Минтранса Григорий Веремко.
Как подчеркнул в своем вступительном слове Председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой, сложная эпидемиологическая ситуация затронула все страны региона. Многие бизнес-процессы на транспорте пришлось перестраивать и адаптировать под новые реалии, чтобы оставаться конкурентоспособными даже в нынешних условиях.
Учитывая актуальность проблемы, тема covid-19 была лейтмотивом недавно прошедшей в Женеве Генеральной ассамблеи Международного союза автомобильного транспорта. МСАТ провел исследование, согласно которому, covid-19 продолжает оказывать негативное влияние на отрасль автомобильных коммерческих перевозок, в частности приводит к неплатежеспособности, убыткам и даже разорению компаний. Ограничительные меры, такие как проверка состояния здоровья, дополнительный контроль на границах или их закрытие замедлили перевозки по всему миру, что сопровождалось спадом объемов грузов. По оценке МСАТ влияние на грузооборот в секторе автомобильного транспорта приведет к потерям доходов в 2020 г. на 18%. Более того, по информации МСАТ, пандемия оказала влияние не только на международный автомобильный транспорт, но и на мировую экономику в целом. Чтобы производство вернулось на докризисный уровень, понадобится не менее 3 лет.
Предварительные итоги 2020 года.
На этом фоне итоги работы белорусского международного автомобильного транспорта выглядят неплохо. Если в 2019 г. отечественные перевозчики сработали с небольшим убытком, то в нынешнем кризисном сумели выйти на прибыльную работу, по предварительным данным рентабельность в отрасли составила более 3%. Грузооборот белорусского международного автомобильного транспорта прирос на 1,5% по сравнению с 2019 г., объем перевезенных грузов, в свою очередь, увеличился на 0,5%.
Однако, если в I квартале 2020 г. была отчетливо видна положительная динамика роста и дальнейшего развития международных автомобильных перевозок в Республике Беларусь: рост количества перевозок к аналогичному периоду 2019 г. составил 1,9%, экспорта услуг – более 5%, – то во II квартале эти показатели существенно снизились. Количество перевозок уменьшилось на 12,8%, экспорт услуг – на 11,3%.
В III квартале 2020 г. на фоне отмены ряда ограничений для экономики и транспорта, отрицательная динамика замедлилась. По количеству перевозок спад составил 1,6%, а экспорт услуг международного автомобильного транспорта снизился на 0,6%. С учетом этого тренда, считает генеральный директор Ассоциации «БАМАП» Наталия Высоцкая, можно надеяться, что по итогам 2020 г. основные показатели вернутся на докризисный уровень.
Безразрешительная система и дозволы.
На заседании Правления также были рассмотрены вопросы расширения доступа к рынку и грузовой базе в 2021 г. за счет увеличения числа стран, работающих с Беларусью на безразрешительной основе, а также обеспечению белорусских перевозчиков иностранными разрешениями. Так, в 2021 г. ожидается получение для нужд белорусских транспортных компаний свыше 737 тыс. разрешений.
В 2020 г., как известно, к «безразрешительным» для белорусов направлениям добавилась Молдова. И отечественные перевозчики не преминули этим воспользоваться. По итогам 9 месяцев 2020 г. количество перевозок из Молдовы в Беларусь выросло на 28%.
На очереди – безразрешительные перевозки в/из Украины. Протокол о внесении соответствующих изменений в межправительственное Соглашение о международном автомобильном сообщении от 17 декабря 1992 г. был подписан в феврале 2020 г. и в ближайшее время должен быть ратифицирован.
Очередной задачей в вопросе расширения доступа белорусов к международным потокам грузов является практическая реализация соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Китая о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов (вступило в силу в январе 2020 года). Пилотные перевозки в рамках этого соглашения планируются осуществить в начале 2021 г.
Кроме того, как отметила Наталия Высоцкая, дирекция ассоциации ведет большую работу по созданию правовых возможностей для выполнения каботажных перевозок на территории ЕАЭС с созданием равных условий для всех перевозчиков государств-участников.