По прогнозам аналитиков, дефицит контейнеров в Китае сохранится, как минимум, до китайского Нового года в феврале.

Последствия пандемии covid-19 для глобальных цепочек поставок начали проявляться в феврале 2020 г., при этом снижение доступности морских контейнеров стало очевидным практически сразу. В ноябре дефицит усиливался, что сопровождалось другими серьезными проблемами, такими как нехватка рабочей силы и оборудования (в частности розеток для рефконтейнеров на терминалах в портах), а также заторы в различных портах, особенно в США, Великобритании и Европе.

Пока объемы экспорта из Китая остаются стабильными, но уже наблюдается тенденция к их снижению, так как порожние контейнеры застревают в зарубежных портах (особенно в европейских) и не возвращаются в Китай в достаточном количестве. Дефицит усугубляется ограничениями многих морских перевозчиков на выпуск порожних контейнеров до того, как они запланированы к отправке. Например, в континентальном Китае Hapag-Lloyd отпускает контейнеры со складов только за 8 дней до запланированного прибытия рейса.

Скорость оборота рефрижераторных контейнеров также снизилась. Китайские порты Циндао, Ляньюньган, Нинбо и Шанхай испытывают критическую нехватку контейнеров, при этом задержки увеличиваются с каждым днем. Многие суда выходят из китайских портов лишь частично загруженными – из-за отсутствия доступных рефрижераторных контейнеров, особенно 40-футовых HC.

Крупные судоходные компании Hapag-Lloyd и MSC объявили, что острая нехватка рефрижераторных розеток в портах Тяньцзиня вызывает задержки в графике стоянки. Дефицит вызван усиленными мерами по тестированию на коронавирус в отношении замороженных продуктов, в результате контейнеры простаивают в портах, увеличивая пробки до предела.

Нехватка рефрижераторных розеток в порту Тяньцзинь привела к перенаправлению грузов в другие китайские порты, такие как Циндао и Далянь. Однако в заявлении MSC указывается, что аналогичная нехватка рефконтейнеров может иметь место и в других китайских портах. Ранее MSC заявила, что прекращает перевозки в порт Тяньцзинь.

Особенно страдают от нехватки контейнеров мелкие морские перевозчики, экспортерам ничего не остается, кроме как переключиться на более крупных перевозчиков. Кроме того, на фоне дефицита и задержек контейнеров мосркие перевозчики начали применять надбавки в отношении многих портов для компенсации расходов. В ноябре таким китайским портом стал Тяньцзинь.

Ситуация с дефицитом контейнеров в Китае только обостряется, начиная с III квартала 2020 г. мировые цены на морские перевозки неуклонно растут. Значение фрахтового индекса Shanghai Containerized Freight Index (SCFI) указывает на то, что спотовые ставки резко выросли в середине ноября и продолжают тенденцию к росту. Так, ставки на фрахты в страны Северной Европы на 48 неделе увеличились на 27,2% по сравнению с 47 неделей. Если посмотреть динамики индекса SCFI, то стоимость доставки контейнера в порты северной Европы на 43 неделе составляла 1100 долл за TEU, то на 48 неделе – 2091 долл за TEU, рост составляет 190%.