Александр Лукашенко 5 октября принял с докладом главу государственного таможенного комитета Беларуси Юрия Сенько.
Во время доклада главе государства обсуждалась, в частности, тема переориентации белорусских грузов с балтийского направления на российское. Александр Лукашенко также поинтересовался ситуацией на границах с Литвой, Латвией, Польшей и Украиной. Особенно что касается двух балтийских государств – Литвы и Латвии. Как вы мне докладываете, почти 40% грузовиков, которые везут грузы в Беларусь, в этом году идут из Литвы и Латвии. Это огромный объем. Если мы возьмемся за этот поток, то логистические пункты Литвы недополучат где-то четверть, – отметил Александр Лукашенко.
Напомним, в ответ на против белорусских чиновников, Александр Лукашенко поручил проработать вопрос переориентации белорусских грузопотоков с портов стран Балтии на российские порты.
Юрий Сенько начал свой доклад со статистики по внешней торговле. По его словам, за январь – август 2020 г. белорусскую таможенную границу со странами Балтии, Польши и Украины пересекло 71 млн тонн товаров, что на 15% меньше аналогичного периода прошлого года.
Как отмечает Юрий Сенько, на это повлияла в том числе Россия, которая на 30% снизила объем нефтепродуктов, которые реализовывались для стран Западной Европы. Наше уменьшение экспорта и импорта произошло только на 10% и в основном это железнодорожный транспорт. На автомобильных пунктах пропуска ситуация на границе практически не отразилась, лишь только в начале пандемии, когда было общее снижение покупательской активности населения как в Европе, так и в странах ЕАЭС. Но уже все потоки восстанавливаются.
За январь – сентябрь 2020 г. в республиканский бюджет поступило 6,1 млрд бел. руб. (более 2,4 млрд долл) платежей, контролируемых Государственным таможенным комитетом, что на 8% меньше аналогичного периода прошлого года. Одна из причин, как пояснили в ГТК, – проводимый Россией налоговый маневр. Основное уменьшение платежей произошло за счет вывозных таможенных пошлин. Если не брать в расчет эту позицию, то в целом поступившие платежи увеличились на 230 млн бел. руб. (более 92 млн долл), или на 5,3%.
Государственный таможенный комитет обращает внимание бизнеса на наличие в Беларуси развитой сети транспортно-логистических центров и предлагает активнее пользоваться их услугами.
Беларусь готова многие работы и функции выполнять на территории своей страны. В том числе и те работы, которые традиционно оказывались для нашего бизнеса за границей – в Литве, Польше. У нас построены транспортно-логистические центры, которые могут оказывать различные услуги, связанные с хранением, дроблением товаров, маркировкой, сортировкой – все это возможно, эти процессы законодательно урегулированы, – сказал руководитель ГТК.
По его словам, расценки в отечественных транспортно-логистических центрах приемлемые, многие виды услуг даже дешевле, чем в странах Европейского союза. Поэтому можно пользоваться созданными преимуществами, – убежден Юрий Сенько.
Из-за covid-19 ГТК продолжит усиленный контроль за перемещением дальнобойщиков и провозом товаров. Продолжает действовать в Беларуси также и режим контроля за перемещением грузов и водителей-дальнобойщиков с использованием навигационных устройств (пломб). Как показала практика применения электронных пломб, они делают водителей автомобилей более дисциплинированными. Если раньше таможенные органы в отношении водителей выявляли ежедневно более 30 различных нарушений, то с введением электронных пломб – не более одного в сутки.
С августа 2020 г. применение навигационных пломб расширили, их стали использовать как альтернативы таможенного сопровождения, например, дорогостоящих грузов. Это позволяет сократить расходы перевозчиков в среднем в 10 раз. Если таможенное сопровождение товара до белорусско-российской границы обходится примерно 300 долл, то использование навигационной пломбы – в 30 долл.
Ряд экспертов, высказали INFOTRANS.BY мнение, что сокращение транзитных грузопотоков через Беларусь, принесет нашей стране значительный ущерб. Ведь дальнобойщики оставляют в Беларуси значительные средства (платные дороги, бензин, еда и т.д.). А Литва и Латвия и даже Польша смогут воспользоваться другими коридорами, например, через Украину или Россию.