На российской Балтике сегодня недостаточно мощностей для того, чтобы принять белорусские удобрения.
Беларусь не сможет быстро переориентировать перевалку удобрений в российские порты, российские производители удобрений сами вынуждены пользоваться услугами портов стран Балтии. Российские производители пока сами вынуждены пользоваться услугами портов сопредельных стран, заявили эксперты на конференции «Argus Минеральные удобрения – 2020: Россия, страны СНГ и Балтии».
Российские терминалы в портах на Балтийском море полностью загружены, говорить о возможном переводе белорусских удобрений можно будет только после того, как, например, достроится терминал Ультрамар в Усть-Луге. По причине нехватки мощностей и российские компании-производители удобрений продолжают перевалку части продукции в портах Прибалтики и Финляндии, – отметила ведущий специалист ООО «Морстройтехнология» Ольга Гопкало.
По данным аналитического центра Portnews, через порты в 2019 г. было перегружено порядка 29 млн тонн удобрений, треть из них – через порты Прибалтики. Объемы экспорта удобрений через российские порты и их транзит растут в равной степени. Однако, транзит удобрений растет немного быстрее, доля транзита в морском экспорте удобрений сохраняется (33–34%).
Транзит через Прибалтику растет за счет жидких удобрений, а транзит сухих удобрений – за счет порта Котка. В 2019 г. экспорт сухих удобрений в Финляндию составил 20%, в Прибалтику – 62%, а жидких удобрений в Прибалтику – 18%.
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук также разделяет мнение о том, что Беларусь не сможет быстро переориентировать перевалку удобрений в российские порты. Построить в России терминал по перевалке удобрений затруднительно, почти невозможно. Принято решение обнулить поставки грузов через порты Балтии, но на удобрения это пока не распространяется, – сказал эксперт.
Ранее президент Александр Лукашенко, комментируя санкции Прибалтики в отношении его и еще ряда белорусских должностных лиц, заявил, что Минск прорабатывает ответные экономические решения, имея в виду в том числе переориентацию транзита белорусских грузов на Россию. Белорусские компании являются важными партнерами Клайпедского порта. Грузы из соседней республики составляют примерно треть от общего объема перевалки в порту, в основном это удобрения и нефтепродукты.