Литва может направить свои грузы через другие страны, однако это ей обойдется заметно дороже.

Теоретически в Литву груз можно привезти с Украины через Польшу, но это дольше. Можно провезти груз с Украины через Россию в Латвию и даже Эстонию, но это опять же дольше и дороже, – считает президент российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.

Соседние страны вряд ли смогут предоставить литовским грузам какие-либо интересные предложения. Речь идет о фурах, от них дохода никакого, тут без разницы. Здесь нельзя предоставить какие-то выгодные условия: дороги бесплатные, бензин везде одинаково стоит, – отмечает глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Литва и Беларусь не могут решиться на закрытие своих границ, так как это может обернуться для них финансовыми потерями. На сегодняшний день это (заявления Литвы и Беларуси об остановке транзита) пока больше обмен словами, чем конкретными действиями с той или иной стороны. И Минск, и Вильнюс стараются больше говорить и меньше делать, потому что вопрос касается денег и денег довольно серьезных, – добавил Николай Межевич.

Транзитные контракты небыстрые. Их нельзя быстро заключить и быстро расторгнуть. Поэтому здесь интересно знать долгосрочную тенденцию: принял ли Минск стратегическое решение переориентировать грузы, и будут ли такие решения последовательно реализовываться. Мне кажется, что в той ситуации, с которой столкнулась Беларусь, грузы из Литвы и Латвии вывозить все-таки придется, – сказал эксперт.

На данный момент каких-либо серьезных изменений на литовско-белорусской границе не наблюдается. Однако, контроль на внешних границах Беларуси усилен, международных перевозчиков усиленно досматривают. Литовские компании говорят о срывах поставок европейских грузов в Россию из-за длительных досмотров при прохождении их через Беларусь. Такая активность таможенников ответка Литве на недружелюбную риторику в отношении Беларуси.

За последнее время сотрудники белорусской таможни выявили около тысячи нарушений при ввозе товаров, когда их отправителями выступали склады, расположенные в Литве. В материалах дел в качестве нарушителей фигурирует уже более 70 литовских складов, – говорит начальник главного управления организации борьбы с контрабандой и посттаможенного контроля ГТК Беларуси Эдуард Данилович.

Нарушения законодательства чаще всего связаны с недекларированием товаров в документах и занижением их реальной стоимости. По фактам контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере при ввозе товаров от литовских отправителей возбуждено 15 уголовных дел. При выявлении нарушений таможенники обращают внимание на нелогичные маршруты перемещения товаров из Литвы. При этом большинство товаров произведены в других странах Евросоюза. К примеру, груз из Польши направляют сперва в Литву, а оттуда – в Беларусь. Хотя было бы логичнее отправить его сразу через нашу страну.

Самая главная претензия белорусских таможенников – есть фирмы, которые пытаются уйти от таможенных платежей и для этого не декларируют партии товаров, занижают их стоимость, что приводит к недоплате налогов в бюджет. Надо отметить, что это и раньше было, но сейчас к этому пристальное внимание.

При этом в ГТК Беларуси указывают, что нарушителями является литовские склады, откуда идут товары в Беларусь. Один из белорусских экспедиторов, указал в адрес INFOTRANS.BY, что литовские склады тут не причем, они лишь консолидируют грузы, вся вина и штрафные санкции будут на грузополучателе, зачастую белорусской компанией, которая занижает таможенную стоимость товаров либо и вовсе недекларирует часть товара, с целью занизить таможенные платежи.

ГТК Беларуси указывает, что все эти действия стали возможны после составления коммерческих документов на литовских складах и последующего представления к оформлению. Тем самым литовские склады активно участвуют в незаконных схемах минимизации таможенных платежей в странах ЕАЭС. Проведение дополнительных форм таможенного контроля сказывается на временных и финансовых затратах фирм, самой таможни – ведь задействованы дополнительные ресурсы. В последнее дни, чтобы уменьшить время ожидания на границе, таможенники перенаправляют транспорт во внутренние пункты таможенного оформления (ВПТО).