Потеря белорусского транзита усугубит ситуацию в Прибалтике.

Беларусь легко сможет переориентировать свои грузопотоки с прибалтийских портов на российские, несмотря на то, что экономически это менее выгодно, – говорит эстонский экономист Леонид Цингиссер.

Я считаю, Беларусь имеет право распоряжаться своими экономическими интересами так, как она считает правильным. Является это выгодным? Наверное, нет. Но где начинается политика, заканчивается экономика. Беларусь может перенаправить свои грузопотоки, приняв политическое решение в ответ на вмешательство в свои внутренние дела. При этом, это не лучшим образом отразится на экономиках стран Балтии. Кризис никто не отменял, и переориентация транзита лишь усугубит ситуацию. Эстония, в отличие от Литвы и Латвии, не понесет практически никаких издержек, – заявил Леонид Цингиссер.

Беларусь заставляет Прибалтику нервничать из-за потери транзита. Переброска грузов в Россию может занять около года, – считает белорусский политолог Алексей Дзермант.

Безусловно, заявление политическое о перебросе грузопотока было сделано. Сейчас дело за отраслевыми специалистами, экспертами, управленцами, которые должны подготовить схемы, согласовать ценообразование. И от этого зависит, насколько быстро процесс пойдет, потому что мы понимаем, что российские порты на Балтике находятся дальше, чем порты Литвы и Латвии. Но, с учетом ценообразования, может быть достаточно выгодно, если стороны пойдут навстречу друг другу. А такое весьма вероятно. Естественно, в таком случае Прибалтика потеряет в ближайшие несколько лет основной свой грузопоток, а это значительная его часть. Потери могут исчисляться сотнями миллионов долларов, – отметил Алексей Дзермант.

Эксперт отметил, что процесс переброски будет не быстрый, однако его смогут завершить, возможно, и в течение года. В логистике быстрый шаг в принципе невозможен, это вопрос проработки. Но если мы говорим о том, чтобы это произошло, это нужно начинать делать сейчас, чтобы в период года этот процесс пошел в нужную сторону. Если сейчас конкретные решения будут приняты, то в течение года переброски могут быть возможны. Сейчас же важно принять решение, договориться о тарифах и времени начала.

Напомним, что в конце августа Александр Лукашенко поручил правительству Беларуси внести предложение о переориентации всех белорусских торговых потоков с портов Литвы на другие.

Глава Минэнерго России Александр Новак пообещал, что Россия и Беларусь до конца сентября проработают взаимовыгодные условия переброски белорусских нефтепотоков из портов Литвы в российские.

11 сентября стало известно, что министерства транспорта России и Белоруссии уже начали обсуждать возможность увеличения объемов перевозок белорусских грузов через порты России. Росморпорт уже проинформировал, что российские порты Санкт-Петербург, Усть-Луга и Калининград готовы с 2021 г. принимать белорусские грузы.