Экономика перевалки белорусских грузов в российских портах не складывается.

Как уже сообщалось, правительство России начала проработку вопроса о перенаправлении поставок белорусских нефтепродуктов на экспорт через Россию. Россия впервые публично проявила интерес к реализации угрозы Александра Лукашенко повернуть белорусские экспортные грузопотоки из портов Прибалтики в Российские порты. Такой шаг должен стать ответом на введенные Литвой, Латвией и Эстонией санкции против 30 белорусских должностных лиц, в том числе Александра Лукашенко.

У нас есть возможности обеспечить реализацию этих нефтепродуктов через Санкт-Петербург, через Усть-Лугу, то есть через российские порты, – отметил министр энергетики России Александр Новак.

Напомним, Беларусь экспортирует 10,5 млн тонн нефтепродуктов в год, в том числе около 6 млн тонн – через порты Прибалтики на мировые рынки, еще 3-3,5 млн тонн – на Украину. Перенаправление потоков из Прибалтики в Россию обсуждается не один год, однако в целом этот вариант был менее привлекателен для Беларуси, так как расстояние железнодорожной перевозки от основных белорусских НПЗ до Усть-Луги больше, чем до Клайпеды или Вентспилса.

В 2015 г. обсуждалось строительство продуктопровода из Беларуси в Усть-Лугу, но вопрос уперся в гарантию прокачки необходимых объемов. В 2018 г. замглавы Транснефти Сергей Андронов говорил, что при объеме в 3,5-4 млн тонн в год проект не окупается. Можно было бы использовать в реверсном режиме пустующую нитку нефтепровода Полоцк – Андреаполь, перепрофилировав ее под дизтопливо. Затем, в зависимости от объемов, можно либо отдать под дизтопливо одну из ниток действующего нефтепровода Андреаполь – Усть-Луга, либо, если объемы будут недостаточны, перегружать там топливо на железную дорогу.

Однако в любом случае для создания новой инфраструктуры нужна гарантия, что решение о перенаправлении белорусских нефтепродуктов – долгосрочное. Напомним, что еще несколько месяцев назад власти Беларуси прорабатывали де-факто противоположный сценарий, который предполагал сокращение закупок российской нефти и получение сырья через порты Прибалтики. Поэтому о каких-то гарантиях прокачки нефтепродуктов со стороны властей Беларуси и речи идти не может.

Железнодорожные перевозки доступны уже сейчас. С 2016 г. у ОАО РЖД действует скидка в 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты Северо-Запада. Она будет действовать до 2025 г. Однако скидка так и не принесла существенных дополнительных объемов, поскольку с учетом железнодорожного тарифа и стоимости перевалки белорусским грузоотправителям выходило дешевле продолжать использовать прибалтийские порты.

Сейчас перевалка светлых нефтепродуктов в Усть-Луге стоит 1,15 тыс. рос. руб. за тонну, тогда как в Клайпеде – 5,7 евро, то есть в 2,3 раза дешевле. Таким образом, только на перевалке Беларусь будет терять 600 руб. за тонну. В то же время свободные мощности в Усть-Луге есть и с учетом планируемого расширения порт уже в течение 2021 г. сможет перевалить до 3 млн тонн нефтепродуктов из Беларусь. Поэтому пока идея перенаправления поставок в порты России чисто политическая.

У белорусских НПЗ есть и другая фундаментальная проблема – непрерывный до 2024 г. рост стоимости российской нефти из-за налогового маневра. В результате маржа белорусской переработки и так сократится, а теперь предлагается еще и увеличить стоимость логистики. Это возможно только в том случае, если Россия как-то это компенсирует.

В 2019 г. Россия уже предлагала Беларуси в рамках концепции углубления интеграции перейти на единую налоговую систему, что решило бы проблему местной нефтепереработки – она, как и российские НПЗ, получила бы из бюджета обратный акциз на нефть. Однако, белорусские власти тогда посчитали данный факт потерей суверенитета.