Официальный Минск может пойти на ответные санкции в отношении стран ЕС, что приведет к перераспределению транзитных грузопотоков.

Напомним, что Александр Лукашенко пообещал перенаправить грузопотоки, которые шли через литовские порты. Вероятнее всего, что нефтепродукты могут пойти через российские порты, вопрос по калию открыт, белорусский экспорт калийных удобрений пока идет через Клайпеду.

Беларусь совместно с Россией уже прорабатывают вопрос перенаправления поставок нефтепродуктов из портов Литвы в российские порты. Российская сторона заинтересована в том, чтобы нефтепродукты, которые сегодня реализуются через третьи страны, шли через российские порты Санкт-Петербург и Усть-Лугу.

Для перенаправления потоков белорусских нефтепродукетов через российские порты необходимо проработать экономические условия между транспортными компаниями, портовыми компаниями и Белнефтехимом. Это процесс уже запущен, Россия прорабатывает экономику вопроса.

Напомним, что 28 августа Александр Лукашенко заявил, что обещает показать, что такое санкции, и поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков из портов Литвы на другие порты. Напомним, что Литва ввела персональные санкции против 118 чиновников в связи с ситуацией в Беларуси. Санкционную политику также против Беларуси ведут Латвия, Эстония и Польша. Страны ЕС готовят санкционный список белорусских чиновников.

Ранее Москва уже предлагала Минску переориентировать поставки нефтепродуктов через российские порты и даже давала скидки на транспортировку, но порты стран Балтии оказались для Беларуси более выгодным вариантом. Экономика перенаправления потоков на российские порты тогда не сложилась, однако сейчас ситуация изменилась, перевешивает политический мотив.

Самый пессимистичный сценарий возможные сложности c прохождением границы на погранпереходах с ЕС. Такой вариант маловероятен, но его нельзя исключать. Перекрытие границы с Польшей в районе Бреста и Гродно – принесет логистическим компаниям значительные убытки и фактически перекроет транзит грузов из Западной Европы, а ведь через Беларусь проходит самый короткий путь. И если полного перекрытия границы и не случиться, то снижение пропускной способности погранпереходов с Польшей вполне возможно.

Отметим, что дальнобойщиков, на белорусских погранпереходах жестко трясут и заставляют декларировать валюту от 1 тыс. евро. Несмотря на то, что без декларирования можно провозить до 10 тыс. долл, дальнобойщиков заставляют декларировать от 1 тыс. евро.

Ситуация по возможной переориентации белорусских грузопотоков с портов Литвы на российские порты пока касается только сырьевых товаров государственных предприятий. Пока не понятно, как это отразится на частных предприятиях у которых грузопотоки традиционно завязаны на литовские порты. Здравый смысл говорит о том, что транзит не должен пострадать.

Есть риск, что Польше снизит квоты разрешений на автомобильные международные перевозки для белорусских перевозчиков, речь прежде всего о дополнительных польских дозволах для белорусских перевозчиков. Переговоры с Польшей о выдаче дополнительных дозволов на белорусских перевозчиков и так проходили всегда весьма сложно.

Напомним, с 9 августа (в этот день прошли президентские выборы) в Беларуси не прекращаются протесты, некоторые работники предприятий бастуют, выражая таким образом несогласие с результатами выборов, на которых по результатам ЦИК, победил Александр Лукашенко набрав более 80% голосов избирателей. Некоторые IT-компании проводят релокацию своих сотрудников в соседние страны, непрекращающиеся протесты, нестабильность валютного курса и проблемы с ликвидностью белорусских банков, это все сказывается на экономической ситуации в стране.