В случае введения санкций Литвой в отношении Беларуси, пострадает прежде всего товарооборот и порт Клайпеда, сообщает baltnews.lt.
Напомним, Литва, как и другие стран ЕС не признала итоги выборов в Беларуси, обеспокоена жестким разгоном мирных протестов, а также ситуацией сложившийся после выборов в Беларуси. Вместе с другими странами Прибалтики является инициатором введения санкций против Беларуси, но пока страны ЕС не пришли к общему консенсусу по санкционной политике в отношении официального Минска. Большая часть новостей на сайте президента Литвы посвящена ситуации в Беларуси.
Беларусь является одним из важнейших торговых партнеров Литвы, поэтому возможные санкции Вильнюса выглядят нелогично. Торговые обороты между Литвой и Беларусью за последнее время только росли, отмечают в литовском Департаменте статистики. Так, белорусский импорт в Литву в 2019 г. составил 783 млн евро, что на 2,3% больше, чем в 2018 г. Экспорт Беларуси в 2019 году вырос на 6,36% (до 1,2 млрд евро), а литовский на 4,17%, – до 160 млн евро.
В прошлом году из Беларуси в Литву больше всего ввозили древесину, минеральное топливо, удобрения, железо и сталь. В свою очередь Литва экспортировала соседу машины и механическое оборудование, наземные транспортные средства, фармацевтические изделия, оптические приборы и электрические товары.
По мнению литовского публициста Яраса Валюкенаса, санкции могут серьезно ударить по грузообороту крупнейшего порта Литвы в Клайпеде. Литва зависит от Беларуси, если сейчас Беларусь перенесет все свои грузы в другую страну, весь порт Литвы загнется. И это все прекрасно понимают. У белорусов выбор большой – она может через Россию транзитом гнать товары, может через Латвию. Литва только против себя может вводить санкции, – уверен Валюкенас.
Отмечается, что на Беларусь приходится значительная часть грузопотока Клайпедского морского порта. Минск берет на себя около трети всего грузопотока Литовских железных дорог. Грузы из Беларуси, которые перевозились по Литовской железной дороге в порт в 2019 г., составили 17,2 млн тонн, а из порта в Беларусаь – 585 млн тонн.
Помимо этого, белорусы помогают улучшить ситуацию на рынке труда в Литве. В 2019 г. число поселившихся в Литве белорусов выросло в 2 раза (до 6521). Большая часть иностранных водителей, работающих в Литве, приехала из Беларуси.
До пандемии covid-19 белорусы также составляли значительную часть туристов в Литве. В 2019 г. по количеству туристов, приезжающих на один день, белорусы уступали лишь латышам и полякам (почти 600 тыс.). При этом белорусские туристы считаются одними из самых щедрых в Литве. Расходы белорусских туристов в Литве в 2019 г. составили 1 млрд евро.