Фото носит иллюстративный характер

Несколько представителей белорусского e-commerce подтвердили INFOTRANS.BY информацию о проверках интернет-магазинов.

Со 2 июня не работает крупный онлайн ритейлер компьютерной и бытовой техники TTN.BY. Онлайн-гипермаркет принадлежал компании ООО «Виастрим», существующей с 2011 года. Магазин закрыт, в офис компании с проверкой пришли сотрудники департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля.

Претензии у Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) к установлению отдельными интернет-магазинами минимальной суммы покупки для принятия заказа потребителя. По мнению ведомства – это не законно и ограничивает права потребителей. Интернет продавец имеет право определять условия бесплатной доставки товара (например от 30 бел. руб.), но не имеет право определять минимальную сумму заказа.

Wildberries наказан.

За нарушение законодательства о защите прав потребителей и торговли в МАРТ вызвали должностное лицо ООО «Вайлдберриз». Данная компания ввела оформление заказа только по предоплате, т.е. необходимо было оплатить заказ картой. А если отказываешься в последствии от каких-то позиций, то деньги возвращают не так быстро. Много нареканий было и на то, что магазин доставляет не тот товар, что заказывали, а порой и вовсе привозит не весь заказ. После вынесения предписания МАРТ нарушения не были устранены. На должностное лицо ООО «Вайлдберриз» составлены протоколы об административных правонарушениях за неисполнение предписания государственного органа (ст. 23.1 КоАП Беларуси) и за нарушение законодательства о торговле и защите прав потребителей (ст. 12.17 КоАП Беларуси).

E-commerce в разработке у КГК.

Сфера онлайн ритейла уже давно находится в разработке у Комитета государственного контроля (КГК), эту информацию подтвердили INFOTRANS.BY несколько источников. Да и борьба с серым импортом тоже ведется соответствующими органами, а он всегда был в белорусском сегменте e-commerce. Да и в период повышенного спроса на товар и серых поставок становится больше, это закон экономики. И игроков на рынке e-commerce стало заметно больше, многие компании полезли в сферу доставки.

Примерно с конца марта продажи в e-commerce начали значительно расти в связи с пандемией, вызванной вирусом covid-19. Прежде всего проверяют соблюдение кассовой дисциплины, работу с наличными средствами, т.е. продажи товаров в «обход кассы». Рост спроса на интернет-доставку в несколько раз заставляет ритейлеров вводить ограничения по доставке, предоплату заказа и т.д., да и сроки доставки иногда увеличиваются в разы. Все это вызывает недовольство у потребителей и в итоге жалобы в МАРТ, который жестко реагирует и пресекает нарушения.

Напомним, также что с 18 мая 2020 г. в Беларуси разрешена курьерская доставка безрецептурных лекарств. С 1 июля планируют разрешить курьерскую доставку алкоголя и табачных изделий, соответствующее постановление Совмина уже разработано и согласовывается с причастными ведомствами.

Как отмечают некоторые игроки рынка e-commerce, начался массовый выход офлайн торговли в онлайн. В лидерах у IT-разработчиков заказы на разработку сайтов интернет-магазинов, а также служб доставки, и соответствующих приложений на Android и iOS. Однако ряд экспертов высказали INFOTRANS.BY мнение, что спрос на интернет-доставку будет постепенно спадать, по мере нормализации ситуации с covid-19 и открытия границ.

Могут пройтись и по службам экспресс-доставки.

Ряд источников отметили INFOTRANS.BY, что могут пройтись и по службам доставки, т.к. это звенья одной цепи. Доставка является последним бизнес-процессом в цепочке интернет-магазина. Некоторые службы экспресс-доставки здесь также грешат приемом налички, придумывают всякие схемы для того чтобы брать наличные и безналичные деньги за товар, фактически не являясь собственником этого товара. Произошел и бесконтрольный рост количества служб пешей курьерской доставки, как грибы растут агрегаторы служб доставки, службы такси также начинают оказывать услуги доставки. Эта сфера сейчас вызывает много вопросов.

По данным исследования «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020» только за апрель-май появилось еще 2 агрегатора служб доставки, вслед за Яндекс.Доставка, услугу доставки начали оказывать еще 3 службы такси, в службах каршеринга появились первые грузовые микроавтобусы. На белорусский рынок вышел российский фулфилмент-оператор, который предлагает комплекс услуг для e-commerce по обработке заказов и их доставки клиенту, – указывается в исследовании.

Напомним, что доставка товаров наложенным платежом относится к почтовой деятельности и этот вид деятельности в Беларуси лицензируется. Как отмечается в отчете «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020», такую лицензию имеют 10 операторов, из них 8 частных служб доставки (ООО «Автолайтэкспресс», ИООО «ДПД Бел», ООО «СДЭК-Бел», ООО «Росчерк», ООО «ГиперМолл», ЧУП «Сапсан Экспресс», ООО «Тайсу», СООО «M&M Милитцер&Мюнх») и 2 государственных оператора (РУП «Белпочта» и РУП «Специальная связь»). Платежи в пользу третьих лиц в Беларуси не разрешены.