Перевозчики из Западной Европы недовольны противодействием восточноевропейских властей и транспортных ассоциаций недавно принятому Пакету мобильности.

Напомним, Европарламент 9 июля одобрил Пакет мобильности, которым изменяются условия работы дальнобойщиков и транспортных компаний ЕС. Масштабная реформа в ЕС, направлена на изменение условий работы дальнобойщиков и компаний, занимающихся автоперевозками. Обновлены правила командировки водителей, их отдыха и доступа к рынку, что призвано улучшить условия работы водителей и предотвратить нечестную конкуренцию в перевозке грузов по дорогам ЕС.

Однако, ряд стран Восточной Европы считают, что Пакет мобильности угрожает конкурентоспособности перевозчиков их стран, несмотря на то, что документ пытается положить конец злоупотреблениям и безнаказанности транспортных компаний. Основной камень преткновения заключаются в возвращении водителей (каждые 3-4 недели) и грузовиков (каждые 8 недель) в штаб-квартиру компании. Ряд стран Восточной Европы, для защите прав своих перевозчиков, намерены обратиться в Европейский суд.

В прессе стран Восточной Европы, входящих в ЕС, в большинстве случаев озвучивается официальное мнение, направленное против недавно принятого Европарламентом Пакета мобильности, что не нравится официальным представителям стран Западной Европы. Публикаций, отражающих мнение западноевропейских перевозчиков, практически нет.

Пакет мобильности, как яблоко раздора между Западной и Восточной Европой 1

На датском транспортном портале lastbilMagasinet 16 июля вышла статья о намерении ряда стран Восточной Европы подать в Европейский суд иск против Пакета мобильности, что вызвало весьма резкие негативные комментарии читателей ресурса. Несомненно, это субъективное мнение датчан, однако стоит учитывать, что в большинстве случаев подобные заявления отражают настроение определенной прослойки профессионалов, в нашем случае перевозчиков.

В первом материале Эрик Палле Дженсен высказал мнение, что если требования стран Восточной Европы будут поддержаны Европейским судом, то Западной Европе необходимо полностью закрыться. В качестве причины такого шага он назвал навязывание условий, выгодных определенному меньшинству.

Очевидно, что мы помогаем им 15-20 лет, и теперь они не хотят терять свою выгоду. При взгляде из моего окна вы не видите французский грузовик на датских дорогах. Брандрупдам (город в Дании) теперь можно переименовать в Малую Литву или Латвию, – говорит Эрик Палле Дженсен.

Во втором материале Ларс Йоргенсен заявил, что «дешевым восточным странам» невыгодно принятие «Пакета мобильности», поэтому они намерены обжаловать его в Европейском суде. И это несмотря на тот факт, что он принят большинством голосов. Как отмечается в статье, при вступлении в ЕС восточноевропейские страны обязались соблюдать правила, принятые в сообществе, как следствие они должны принимать решения, одобренные большинством.

В принципе никто не заставляет вас оставаться в ЕС. Вероятно, тем, кому «не нравится запах в пекарне», было бы легче уйти, и тогда политики ЕС могли бы потратить свое время на некоторые, возможно, более важные вещи, – отмечает Ларс Йоргенсен.

В ответ на это министр транспорта Болгарии Розен Желязков заявил, что Болгария подаст иск против Пакета мобильности в Европейский суд. Данное решение получило поддержку от президента Литвы. Кроме того, Болгария призвала такие страны, как Румыния, Польша, Венгрия, Латвия, Мальта, Кипр и Эстония присоединиться к иску об отмене Пакета мобильности.

Пакет мобильности может стать яблоком раздора между западноевропейскими и восточноевропейскими странами. Разрыв между западом и востоком ЕС увеличивается. Западная Европе начинает более жестко ставить на место восточноевропейские страны, указывая на их место в общеевропейской семье. Да и жесткие споры на саммите в Брюсселе вокруг бюджета ЕС в 2021-2027 гг. и плану по восстановлению экономики союза после пандемии показывают, что единства в Европе нет, есть Запад и Восток со своим понимаем политических процессов, экономиками и т.д.

Не все так просто и с проектом Rail Baltica, который очень важен для Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. В начале 2020 г. ЕС отказался выделять сумму, запрошенную Литвой для прокладки отрезка магистрали Rail Baltica (из 236 млн евро, о которых просила страна, ЕС выделил лишь около 29 млн евро). Напомним, магистраль Rail Baltica пройдет через Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин и призвана улучшить сообщение между Центральной и Восточной Европой.