DHL и эксперт по логистике профессор Ричард Уайлдинг выпустили информационный доклад о цепях поставок после окончания пандемии covid-19.
Компания DHL опубликовала информационный доклад о прогнозируемых изменениях в цепях поставок в результате пандемии covid-19, подготовленный совместно с Ричардом Уайлдингом, профессором стратегического управления цепями поставок университета Крэнфилда (Великобритания). В докладе проанализировано влияние covid-19 на ключевые факторы, определяющие цепи поставок, и рассматриваются различные стратегии и меры по организации цепей поставок в будущем. Кроме того, на основе реальных примеров описываются возможные сценарии перехода логистической отрасли к новым стандартам работы, которые будут отличаться от текущих.
Сегодня, когда во многих регионах ослабляются ограничения и возобновляется экономическая активность, пришло время для первой ретроспективной оценки устойчивости глобальных цепей поставок. Мы стремимся проанализировать те проблемы, с которыми различные отрасли столкнулись во время кризиса, и полученный в результате их решения опыт, чтобы составить представление об устойчивых цепях поставок будущего и давать клиентам максимально эффективные рекомендации. Будучи мировым лидером логистической отрасли, DHL обладает необходимыми знаниями и компетенциями для такой оценки, – отмечает Катя Буш, коммерческий директор DHL и глава DHL Customer Solutions & Innovation.
Основные тезисы:
- Специалисты по логистике будут в большей мере руководствоваться не стоимостью, а устойчивостью поставок.
- Изменения потребительского поведения потребуют адаптации транспортных потоков и складских сетей.
- Новые правила работы кардинально изменят существующие процессы и создадут импульс для инициатив в области цифровизации и автоматизации.
Прогнозируется, что с окончанием пандемии коронавируса в различных отраслях и цепях поставок произойдут значительные изменения. Сегодня можно составить лишь общее представление об этой новой реальности, однако ясно, что переход к фазе восстановления и привычному порядку ведения бизнеса не будет одномоментным. В то время как ученые неустанно работают над созданием вакцины, а многие предприятия продолжают бороться с кризисом, последовательное возвращение к привычной жизни по-прежнему остается отдаленной целью. Тем временем промежуточный этап должен обеспечить переход от строгих ограничений к новым порядкам. Очевидно, что некоторые отрасли пострадали от пандемии больше других и их восстановление займет больше времени. При этом последствия для компаний, цепей поставок и экспертов по логистике можно разделить на следующие четыре категории: устойчивость, спрос, транспортировка и складское хранение, условия труда.
Фотографии и телевизионные репортажи нарисовали недвусмысленную картину: полки супермаркетов во многих странах пустели еще задолго до введения карантина. Макароны, туалетная бумага, рис, обезболивающие, консервированные помидоры, мука – все это исчезало моментально. Заводы и дистрибьюторы с запозданием реагировали на столь сильные колебания спроса. В конце концов страх перед проблемами в цепях поставок, связанный с карантинными мерами, перестал быть триггером. Люди занимались панической скупкой товаров, просто потому что так делали все. Как и любой другой кризис, пандемия обнажила как сильные, так и слабые стороны существующей системы. Для повышения эффективности очень важно делать выводы на основе подобных чрезвычайных ситуаций. В новой реальности отсутствие изменений в цепях поставок по сравнению с «докоронавирусным» периодом будет, очевидно, неудачной стратегией, – поясняет профессор стратегического управления цепями поставок университета Крэнфилда Ричард Уайлдинг.
В период адаптации цепи поставок будут пересматриваться для достижения большей устойчивости. Например, тот факт, что региональные карантинные меры и правила в равной мере повлияли как на производство, так и на складирование товаров, в будущем приведет к диверсификации производства, хранения и закупок, а также к возвращению производства из-за рубежа и активному использованию аутсорсинга в ближнем зарубежье. Эксперты по логистике не будут ограничиваться выбором прямых поставщиков и начнут более внимательно оценивать возможности поставщиков второго и третьего уровней. Кроме того, спрос станет более волатильным, а предпочтения потребителей могут постоянно меняться, что увеличит потребность в гибких альтернативных транспортных потоках и складских сетях. Из-за превалирования онлайн-торговли и роста объема прямых продаж пострадают другие каналы и секторы сбыта. Это лишь одни из немногих аспектов, которые окажут влияние на современные цепи поставок.
Наконец, реорганизация рабочих мест в соответствии с требованиями социального дистанцирования и гигиены также повлияет на работу складов и офисов. Информационные системы для дистанционной работы должны быть надежными и обеспечивать поддержку большого числа удаленных сотрудников, предоставляя им доступ к необходимым данным и ресурсам. Складские процессы необходимо адаптировать к новым стандартам: в частности, предусмотреть системы перемещения грузов в одном направлении, механизмы распределенного комплектования или упаковочные зоны с соблюдением требований социального дистанцирования. Аналогично тому, как устойчивость станет решающим фактором при принятии решений о закупках, переход на дистанционную работу кардинально изменит существующие процессы и придаст новый импульс инициативам в области цифровизации и автоматизации.