Логистические компании, работающие «без активов», окажутся в выигрышном положении на текущем рынке с учетом профицита всех видов транспорта.

Даже в 2019 году, ознаменовавшемся высокой себестоимостью перевозок, рост выручки таких компаний составил почти 12%, следует из рейтинга Infoline Logistic Russia Top. В I полугодии 2020 году логисты отмечают помимо влияния covid-19 резкий взлет электронной торговли, повышение цифровизации, сдвиг транспортных потоков на железную дорогу и заметное ценовое давление за счет усиления конкуренции и снижения маржинальности бизнеса заказчиков.

В России логистические компании «без активов» в выигрыше с учетом профицита всех видов транспорта 1

Рост выручки логистических компаний, работающих по модели «без активов», то есть не располагающих или почти не располагающих собственным парком, в 2019 году составил 11,8%, следует из рейтинга Infoline Logistic Russia Top. Объем операций в тоннах снизился в первую очередь за счет лидера рейтинга РЖД Логистики, которая одна перевозит более чем втрое больше, чем компании на остальных 14 позициях, вместе взятые: ее перевозки сократились на 25%, до 47,4 млн тонн. В то же время на 26,3% вырос объем перевозок занимающего второе место российско-казахстанско-белорусского контейнерного оператора ОТЛК ЕРА, до 2,4 млн тонн, выручка выросла на 18,9%, до 27,1 млрд рос. руб. (437,8 млн долл). Верхушка рейтинга осталась неизменной с прошлого года, третье место по-прежнему занимает DHL, выручка которой выросла на 4,2%, до 23,4 млрд рос. руб. (378 млн долл), объем перевозок сократился на 5,3%, до 1,3 млн тонн.

Модель «без активов» эффективнее работает в период профицита парка, говорит глава Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров. С этой точки зрения 2019 год, особенно для железнодорожного сегмента, был крайне сложным – ставки на аренду подвижного состава достигли максимума, в ряде сегментов наблюдался масштабный дефицит, и некоторые операторы, в том числе ОТЛК ЕРА, вынуждены были покупать или арендовать подвижной состав.

По словам вице-президента по продажам и маркетингу Kuehne + Nagel (6 место в рейтинге) в России и СНГ Антона Гречко, в 2019 году основными тенденциями на рынке были консолидация перевозчиков, цифровизация, а также замедление темпов роста объемов перевозок.

Операционный директор FM Logistic (4 место в рейтинге) Сергей Стенин отмечает рост доли электронного документооборота и электронной коммерции и маркетплейсов, а также автоматизацию складских операций, которая достигалась за счет внедрения RPA (роботизированная автоматизация процессов), использования систем AGV и сортеров.

E-commerce выступал безусловным драйвером развития рынка LTL-перевозок (доставка грузов с частичной загрузкой транспортного средства), отмечает генеральный менеджер по стратегическому развитию ООО «Байкал-Сервис ТК» (11 место в рейтинге) Андрей Хрюкин.

Сейчас рынок «входит в комфортную для логистических операторов трехлетку профицита и даже сложности, связанные с эпидемиологическими ограничениями, компаниям «без активов» будет пережить гораздо проще, чем собственникам вагонов и автопарка. Активы превратились в обременение из-за необходимости оплаты лизинга и кредитов при низких ставках на перевозку и росте простаивающего парка, – говорит Михаил Бурмистров,

По словам гендиректора РЖД Логистика Дмитрия Мурева, для железнодорожного транспорта ограничения привели к краткосрочным положительным эффектам – часть произведенных и накопленных в Китае грузов, традиционно транспортируемых морем, после снятия карантинных мер с целью ускорения доставки была отправлена железнодорожным транспортом. Но часть клиентов и после пандемии останется на железной дороге. Другим следствием covid-19 стал резкий рост объемов e-commerce. Поэтому необходимо развивать онлайн-сервисы в области логистического обслуживания в сегменте В2В.

Сложности с доступностью ряда товаров в традиционных каналах продаж, отмечает директор коммерческого департамента Itella (14 место) в России Дмитрий Масальцев, обеспечили рост курьерской доставки более чем на 50%. В то же время, в апреле с введением режима самоизоляции грузооборот многих компаний в LTL-перевозках упал на 30-40% по сравнению с прошлым годом. Это привело к ожесточению конкурентной борьбы между логистическими компаниями, что создает предпосылки к уменьшению количества игроков на рынке. Существенное снижение объемов продаж во II квартале 2020 года заставляет клиентов искать способы экономии и оказывать агрессивное давление на стоимость закупаемых логистических услуг.