Глобальная контейнерная индустрия готовится к рецессии

INFOTRANS.BY обобщил мнения экспертов и рассказал, что ждет глобальную контейнерную индустрию.

Глобальный спрос на рынке контейнерных перевозок сокращается, морские линии отменяют сервисы на III квартал 2020 г., вместимость простаивающих контейнеровозов растет. Эксперты прогнозируют что мировую контейнерную индустрию ждет рецессия, а восстановление может занять годы.

Глобальный спрос на рынке контейнерных перевозок сократился в апреле на 16,6%.

Статистический сервис Container Trade Statistics (CTS) оценивает глобальный спрос на контейнерные перевозки в апреле в 11,8 млн TEU, что на 16,6% меньше, чем за аналогичный период 2019 года, и на 20% меньше, чем в марте. Индекс ставок поднялся до 74 пунктов, что на 8 пунктов больше, чем в апреле 2019, и на 6 пунктов, по сравнению с уровнем конца прошлого года.

По мере того, как последствия коронакризиса стали ощущаться глобально, разрыв в объемах по сравнению с уровнем годом ранее в апреле увеличился более чем втрое по сравнению с минус 4,8% в среднем за первые три месяца.

Контейнерный импорт в Европу составил в апреле 2,36 млн TEU, что на 20% ниже уровня годом ранее. За первые три месяца разница составляла 4,5%. Импорт в Северную Америку сократился в апреле на 17%, до 1,94 млн. TEU, в январе-марте падение в среднем было ниже 2%. Экспорт из Азии в апреле составил 6,54 млн TEU (–15,4%).

Европейский контейнерный экспорт сократился в апреле на 13,2%, до 2,27 млн TEU, объемы из Северной Америки – на 20,7%, до 1,1 млн TEU, импорт контейнеров в Азию снизился на 11,4% по сравнению с апрелем прошлого года до 4,8 млн TEU, импорт на Индийский субконтинент и в страны Ближнего Востока – на 25%, до 1,18 млн TEU.

Глобальная контейнерная индустрия готовится к рецессии 1
Фото one-line.com

Морские линии отменяют сервисы на III квартал 2020 года.

Как уже сообщалось, члены альянса THE Alliance приостанавливают сервис FE4 в Северную Европу На маршрутах в направлении портов Средиземного моря, а также на Транстихоокеанских и Трансатлатнических сервисах также отменяется ряд рейсов. Доля выведенной из операций контенеровместимости сохранится в III квартале 2020 г. на уровне 28%. THE Alliance также планирует продолжать направлять возвращающиеся из Европы в Азию суда на сервисе FE2 по длинному пути в обход Африки.

Альянс 2M куда входят две крупнейших судоходных линии Maersk и MSC также сообщает об отмене рейсов. Так, приостанавливаются сервисы AE2/Swan и AE20/Dragon на весь III квартал 2020 г. Это означает сокращение вместимости на сервисах операторов между Азией и Европой на 22%.

Следовательно, на сегодняшний день 2M и THE Alliance уже объявили об отмене порядка 75 рейсов в III квартале 2020 г. При этом следует ожидать дальнейших отмен у 2М, а также у Ocean Alliance.

Вместимость простаивающих контейнеровозов достигла 12%.

По данным Alphaliner вместимость простаивающих контейнеровозов достигла в конце мая 2,72 млн TEU, что эквивалентно 11,6% от общей вместимости флота.

Наибольшая доля безработного тоннажа у южнокорейской линии HMM: 32,9% совокупной вместимости флота оператора временно выведены из операций. Примерно четверть из них находятся в доках для установки скрубберов, еще одна четверть находятся в процессе перестановки на другие сервисы в связи с переходом оператора из альянса 2М в THE Alliance. Также HMM сейчас начал принимать крупнейшие в мире контейнеровозы новой серии вместимостью почти по 24 тыс. TEU.

Глобальная контейнерная индустрия готовится к рецессии 3
Источник alphaliner.com

Наименьшее число простаивающих судов у регионального тайваньского перевозчика Wan Hai – всего 1,8%. Из глобальных операторов удалось обеспечить занятость почти для всего своего флота CMA CGM, которая отправила суда на сервисах Азия-Европа по длинному маршруту вокруг Африки, чтобы сэкономить на транзите через Суэцкий канал. На конец прошлого месяца у третьего крупнейшего в мире перевозчика простаивали всего 2,3% флота.

Alphaliner прогнозирует, что в ближайшее время вместимость временно выведенного из операций контейнерного флота достигнет пика, после чего суда начнут возвращаться в строй, поскольку во многих странах постепенно снимаются ограничения, введенные из-за вспышки коронавируса, и спрос на перевозки начинает восстанавливаться. Аналитик отмечает, что на некоторых маршрутах уже возникает дефицит предложения, и начинают расти ставки.

Мировая контейнерная индустрия должна быть готова к рецессии, а восстановление может занять годы.

Генеральный директор PSA International Тан Чонг Мэн написал в обращении к сотрудникам компании, что предвидит рост числа банкротств и безработицы, а также вялое потребление в среднесрочной перспективе. Он прогнозирует, что рецессия в индустрии терминальных операций продлится два-три года – все будет зависеть от того, как долго будет сохраняться слабость экономики после пандемии.

Глобальная контейнерная индустрия готовится к рецессии 5
Фото ey.com

Эксперт Ernst & Young по вопросам инфраструктуры Джонатан Бирд пишет о том, что коронакризис уже оказывает заметное влияние на финансовые показатели операторов. При этом портам и терминалам приходится работать по новым правилам и стандартам гигиены и социального дистанцирования – что является «чрезвычайно сложной задачей». Спустя всего три месяца после начала кризиса мы столкнулись с падением выручки на 10-30%, а пропускная способность цепочки поставок временно сжалась на 50-75%.

Судоходные линии и терминалы уже страдают. Администрации портов в полной мере ощутят последствия через несколько месяцев, когда их арендаторы начнут просить о сокращении ставок.

Наряду с падающими объемами ближайшим следствием коронакризиса станет повышенное внимание производителей и правительств к рискам, угрожающим устойчивости цепочки поставок, начнется процесс переосмысления «чрезмерной зависимости от отдельных регионов или логистических узлов», – отмечает Тан Чонг Мэн.

Производители и правительства могут начать уделять больше внимания регионализации, чтобы сократить цепочки поставок, по-другому управлять запасами и быстрее выводить товары на рынок. Это может ускорить перемещение производства из подобных Китаю регионов, где сконцентрировано глобальное промышленное призводство, в региональные промышленные зоны, – дополняет Тан Чонг Мэн.

Применительно к сфере деятельности PSA Тан прогнозирует постепенное сокращение трансшипмента в пользу модели перевозок с концентрацией в хабовых терминалах с усилением тенденции индермодализации, то есть комбинирования в процессе доставки морского, железнодорожного, речного, автомобильного и авиатранспорта. Усиление этой тенденции обусловлено новыми возможностями повышения эффективности планирования и управления логистикой, благодаря развитию информационных технологий

Джонатан Бирд согласился с предположением, что правительства могут начать активнее участвовать в переформатировании цепочек поставок. Он отмечает, что процесс постепенного переноса производства ближе к рынкам сбыта идет на протяжении пяти лет. Кризис Covid-19 может ускорить его, продемонстрировав, что компании могут использовать новые технологии, чтобы найти поставщиков ближе к дому, когда это необходимо. Тем не менее, по его мнению, любая диверсификация поставок из Китая будет носить ограниченный характер из-за непревзойденных масштабов производства в стране и очень конкурентных затрат на транспорт и логистику по сравнению с другими центрами лоукост-производства.