На правовом форуме Беларуси вынесли на общественное обсуждение новый проекте Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который в т.ч. включает введение балльной системы наказаний за нарушения ПДД.
Напомним, что в 2019 году законопроект «О дорожном движении», которым было предусмотрено введение штрафных баллов за нарушение ПДД был отправлен на доработку. Сейчас разработчики, доработав систему штрафных баллов прописали ее в новом проекте КоАП.
Система штрафных баллов направлена на профилактику правонарушений.
Балльная система не нова, ее применяют в Украине, Грузии, Латвии, Чехии, Австралии, Англии, Германии, Израиле, Италии, Корее, США, Франции и других странах. Как показала практика многих стран, система штрафных баллов доказала свою эффективность. Система баллов в большей степени направлена на профилактику правонарушений.
Напомним, в старой версии балльной системы наказаний за нарушения ПДД при наборе 15 баллов предлагалось лишать прав на полгода. В новой версии количество баллов, за которое лишают прав на полгода уменьшили до 10.
В проекте нового КоАП предусмотрена следующая градация правонарушений:
- 1 штрафной балл начислят за совершение административного проступка – это все, за что положен штраф до 10 базовых величин. Например, непристегнутый ремень, езда без техосмотра, стоянка в неположенном месте и т.д.
- 2 штрафных балла дадут за значительное административное правонарушение (более 10 базовых величин). Например, превышение скорости больше чем на 40 км/ч.
- 3 штрафных балла положено за грубое административное правонарушение – это где при повторном его совершении наступает уголовная ответственность, а также то, за которое применяется наказание в виде общественных работ, административного ареста, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью. Например, езда за рулем в пьяном виде или передача управления такому лицу.
Новая система балльной оценки наказаний за нарушение правил ПДД не отменяет ответственности в виде штрафов и лишения прав за правонарушения.
Лишение прав на полгода будет происходить в случае суммарного набора 10 и более штрафных баллов в течении года. По исчислении года с момента вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания начисленные штрафные баллы списываются. Также баллы аннулируются в случае отмены постановления об административном взыскании.
Как указано в обосновании принятии нового КоАП, профилактическая роль штрафных баллов заключается в предупреждении систематического нарушения правил дорожного движения и предотвращении ситуации, в которой лицо может быть лишено права управления транспортным средством.
Штрафные баллы будут применяться не за все правонарушения.
Также в обосновании указано, что штрафные баллы будут применяться при совершении ряда административных правонарушений против безопасности дорожного движения, предусмотренных ч. 1–5 ст. 19.11, ч. 2–4 ст. 19.12, ст. 19.13, 19.14, 19.16, 19.18, 19.20, ч. 1–3 ст. 19.25, ч. 1 ст. 19.27 проекта КоАП. Таким образом, штрафные баллы будут применяться не за все правонарушения, а только за общественно опасные.
Например, управление транспортным средством с заведомо скрытым, подделанным (подложным) или иным образом измененным регистрационным (номерным) знаком, идентификационным номером кузова или шасси либо без присвоенного регистрационного (номерного) знака – влечет наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин (ч.6 ст. 19.11 КоАП). Данное правонарушение не подпадает под штрафную балльную систему.
Принять участие в общественном обсуждении нового КоАП и высказать свои замечания и предложения можно до 27 мая в специальной теме на Правовом форуме Беларуси.