Китайский «Один пояс, один путь» захватывает мир.
Китай, похоже, обгоняет Европу по инвестициям в глобальную инфраструктуру, и лидеры ЕС встревожены возможными последствиями. Какую пользу Китаю приносит расширение Шелкового пути на другие континенты и какова может быть реакция Европы?
Недавняя утечка документа ЕС, в котором подчеркивается опасность растущего влияния Китая и России в Латинской Америке, снова выдвигает на первый план вопросы транспорта и политики. Документ Европейской службы внешних связей (EEAS), просочившийся в испанскую газету El País, подчеркнул, что «Китай является первым или вторым по важности торговым партнером стран Латинской Америки и Карибского бассейна, вытесняя ЕС и превосходя США во многих странах».
Более того, в документе содержится предупреждение о том, что ЕС должен принять немедленные меры для восстановления своего регионального влияния путем увеличения инвестиций. Например, продвигается инвестиционный план в размере 8 миллиардов евро, при этом транспорт и инфраструктура постепенно становятся инструментом усиления политического суверенитета.
Напомним, китайский проект «Один пояс, один путь» был запущен Си Цзиньпином в 2013 году. Это основная стратегия Китая в области международного сотрудничества и экономики, ориентированная главным образом на инвестиции в инфраструктуру, которые улучшают связь между различными регионами и расширяют глобальную цепочку поставок.
Инициатива «Один пояс, один путь» также упоминается как Новый Шелковый путь, черпая вдохновение из древнего Шелкового пути, охватывающего территории Евразии. Многие думают, что Новый шелковый путь сводится только к наземному транспорту, а именно к железной дороге. «Действительно, сеть поездов Китай-Европа через Евразию является важным компонентом Нового шелкового пути», — объясняет Франс-Поль ван дер Путтен, независимый эксперт и консультант по Китаю и геополитике.
Однако в китайский проект входит и «Морской шелковый путь», ориентированный в основном на развитие морского транспортного сообщения. «Через порты в Азии и Европе Новый шелковый путь связан с морскими транспортными сетями, которые, в свою очередь, соединяют все континенты», — говорит ван дер Путтен. В этом смысле инвестиции Китая на других континентах, таких как Латинская Америка или Африка, имеют смысл в контексте Нового шелкового пути.
На данный момент Новый шелковый путь включает 149 стран мира. Говоря о Латинской Америке, 21 из 33 стран региона являются частью этого проекта. Эти страны расположены в Центральной и Южной Америке и Карибском бассейне. Среди них Аргентина, Боливия, Чили и Куба.
Внушительное и растущее число показывает, что большинство стран Латинской Америки уже пожинают плоды своего финансового сотрудничества с Китаем. Тем не менее, «Китай также выигрывает от инвестиций в Южную Америку, поскольку это укрепляет его дипломатические отношения со странами региона, обеспечивает доступ к рынкам и сырью и помогает китайским компаниям выйти на международный уровень. Сотрудничество инициативы «Один пояс, один путь» со странами Южной Америки повышает статус Нового шелкового пути, как глобальной инициативы и статус Китая как крупного участника глобализации и международного развития», — подчеркивает ван дер Путтен.
Растущее влияние Китая в Латинской Америке беспокоит Европу. ЕС намерен принять немедленные инвестиционные меры, чтобы смягчить глобальную экспансию Китая. Тем не менее, участие Китая в регионе не ново, поскольку, как сказал ван дер Путтен, «как и в других областях, страны Южной Америки присоединялись к Новому шелковому пути постепенно», а не в одночасье.
В результате наблюдаемая в Брюсселе паника вызвана не быстрой экспансией Китая, а, вероятно, запоздалым осознанием европейцами того, что они теряют ценных зарубежных союзников. «Для Европы Новый шелковый путь означает менее важную роль в межконтинентальных транспортных сетях», — объясняет ван дер Путтен. Однако помимо снижения своей роли межконтинентального транспорта Европа рискует потерять и свое политическое влияние, поскольку инвестиции и доступ к международным рынкам идут рука об руку с политическим суверенитетом.
Однако существует ли радикальное решение, способное перевернуть или нейтрализовать глобальный баланс сил? «В некоторой степени ЕС может противостоять растущему влиянию Китая, поддерживая и укрепляя свои транспортные связи с Латинской Америкой, Африкой и Азией. Однако, учитывая прочные экономические связи между Китаем и развивающимися странами, ЕС не может помешать Китаю стать влиятельным игроком в глобальных транспортных сетях», — заключил ван дер Путтен.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!