Китайский «Один пояс, один путь» захватывает мир.

Китай, похоже, обгоняет Европу по инвестициям в глобальную инфраструктуру, и лидеры ЕС встревожены возможными последствиями. Какую пользу Китаю приносит расширение Шелкового пути на другие континенты и какова может быть реакция Европы?

Недавняя утечка документа ЕС, в котором подчеркивается опасность растущего влияния Китая и России в Латинской Америке, снова выдвигает на первый план вопросы транспорта и политики. Документ Европейской службы внешних связей (EEAS), просочившийся в испанскую газету El País, подчеркнул, что «Китай является первым или вторым по важности торговым партнером стран Латинской Америки и Карибского бассейна, вытесняя ЕС и превосходя США во многих странах».

Более того, в документе содержится предупреждение о том, что ЕС должен принять немедленные меры для восстановления своего регионального влияния путем увеличения инвестиций. Например, продвигается инвестиционный план в размере 8 миллиардов евро, при этом транспорт и инфраструктура постепенно становятся инструментом усиления политического суверенитета.

Напомним, китайский проект «Один пояс, один путь» был запущен Си Цзиньпином в 2013 году. Это основная стратегия Китая в области международного сотрудничества и экономики, ориентированная главным образом на инвестиции в инфраструктуру, которые улучшают связь между различными регионами и расширяют глобальную цепочку поставок.

Китай расширяет Новый шелковый путь на другие континенты. ЕС обеспокоен 1

Инициатива «Один пояс, один путь» также упоминается как Новый Шелковый путь, черпая вдохновение из древнего Шелкового пути, охватывающего территории Евразии. Многие думают, что Новый шелковый путь сводится только к наземному транспорту, а именно к железной дороге. «Действительно, сеть поездов Китай-Европа через Евразию является важным компонентом Нового шелкового пути», — объясняет Франс-Поль ван дер Путтен, независимый эксперт и консультант по Китаю и геополитике.

Однако в китайский проект входит и «Морской шелковый путь», ориентированный в основном на развитие морского транспортного сообщения. «Через порты в Азии и Европе Новый шелковый путь связан с морскими транспортными сетями, которые, в свою очередь, соединяют все континенты», — говорит ван дер Путтен. В этом смысле инвестиции Китая на других континентах, таких как Латинская Америка или Африка, имеют смысл в контексте Нового шелкового пути.

На данный момент Новый шелковый путь включает 149 стран мира. Говоря о Латинской Америке, 21 из 33 стран региона являются частью этого проекта. Эти страны расположены в Центральной и Южной Америке и Карибском бассейне. Среди них Аргентина, Боливия, Чили и Куба.

Внушительное и растущее число показывает, что большинство стран Латинской Америки уже пожинают плоды своего финансового сотрудничества с Китаем. Тем не менее, «Китай также выигрывает от инвестиций в Южную Америку, поскольку это укрепляет его дипломатические отношения со странами региона, обеспечивает доступ к рынкам и сырью и помогает китайским компаниям выйти на международный уровень. Сотрудничество инициативы «Один пояс, один путь» со странами Южной Америки повышает статус Нового шелкового пути, как глобальной инициативы и статус Китая как крупного участника глобализации и международного развития», — подчеркивает ван дер Путтен.

Китай расширяет Новый шелковый путь на другие континенты. ЕС обеспокоен 3

Растущее влияние Китая в Латинской Америке беспокоит Европу. ЕС намерен принять немедленные инвестиционные меры, чтобы смягчить глобальную экспансию Китая. Тем не менее, участие Китая в регионе не ново, поскольку, как сказал ван дер Путтен, «как и в других областях, страны Южной Америки присоединялись к Новому шелковому пути постепенно», а не в одночасье.

В результате наблюдаемая в Брюсселе паника вызвана не быстрой экспансией Китая, а, вероятно, запоздалым осознанием европейцами того, что они теряют ценных зарубежных союзников. «Для Европы Новый шелковый путь означает менее важную роль в межконтинентальных транспортных сетях», — объясняет ван дер Путтен. Однако помимо снижения своей роли межконтинентального транспорта Европа рискует потерять и свое политическое влияние, поскольку инвестиции и доступ к международным рынкам идут рука об руку с политическим суверенитетом.

Однако существует ли радикальное решение, способное перевернуть или нейтрализовать глобальный баланс сил? «В некоторой степени ЕС может противостоять растущему влиянию Китая, поддерживая и укрепляя свои транспортные связи с Латинской Америкой, Африкой и Азией. Однако, учитывая прочные экономические связи между Китаем и развивающимися странами, ЕС не может помешать Китаю стать влиятельным игроком в глобальных транспортных сетях», — заключил ван дер Путтен.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!