Вице-президент по foodtech Mail.ru Group, руководитель Delivery Club Гюванч Донмез / Фотограф Евгений Разумный / Ведомости

О том, как пандемия ускорила выполнение планов компании, рассказал руководитель Delivery Club Гюванч Донмез в интервью газете «Ведомости».

Я понял, что люблю кризисы, люблю, когда есть возможность трансформировать бизнес, – признается Гюванч Донмез. Сегодня наша компания Delivery Club стала одной из немногих, кому введение режима самоизоляции из-за распространения коронавируса сыграло на руку.

Два года назад наш бизнес был представлен исключительно маркетплейсом. У нас не было вообще логистического сервиса. Так вот за эти два года мы выстроили свой логистический сервис, и сейчас половина нашего бизнеса – это маркетплейс, а половина – логистический сервис.

Пандемия изменила рынок доставки еды в России, – отмечает Гюванч Донмез. Изменения начались со второй половины марта, когда закрылись торговые центры, рестораны. Постепенно опустели бизнес-центры – компании начали переводить сотрудников на домашний режим.

При этом активизировались рестораны, решившие работать на доставку. Мы старались подогреть их интерес нашей программой лояльности. Тогда спрос на доставку начал расти. Спрос перераспределялся из центральных районов, где много ресторанов, в спальные. Трафик на дорогах снижался, мы начали расширять зоны доставки для ресторанов с автомобильными курьерами. И в итоге предложение для пользователей расширилось еще сильнее, – говорит Гюванч Донмез.

Постепенно страна перешла на домашний режим, но при этом многие продолжают работать, фактически у активных пользователей доставки как не было времени готовить, так и нет, они продолжают пользоваться доставкой. Прошло еще время, многие уже устали от дома и от готовки дома. Тогда-то рынок и начал разгоняться. По итогам недели 6–12 апреля мы вышли на 1 млн заказов в неделю. Это был рекорд на нашей платформе. Фактически сейчас мы выполняем в день столько же заказов, сколько раньше было в праздники, такие как 23 февраля и 8 марта. И такая ситуация одинакова практически во всех городах присутствия Delivery Club.

Гюванч Донмез о том, как служба доставки еды Delivery Club вышла на миллион заказов в неделю 1
Delivery Club

При введении пропускного режима в городах работа сервиса изменилась. Работать стало сложнее, заказов больше, но мы справляемся. Сложностей с оформлением пропусков для курьеров не было. Вообще мы начали готовиться к коронавирусу сразу же после новостей о первых заболевших, т. е. практически за месяц до режима домашней изоляции. Заранее проработали те сценарии, которые происходили за границей: закрытие торговых центров, увеличение зон доставки, резкий рост интереса ресторанов и т. д.

Мы были одной из первых компаний в России, которые представили бесконтактную доставку как функцию в приложении. Количество курьеров тоже значительно возросло. Я не скажу точно, сколько у нас курьеров – такова политика компании, – но могу сказать, что больше 10 тыс. человек подключено к платформе.  Не все курьеры работают в штате, большинство из них – сотрудники наших партнеров, логистических компаний. Некоторые – самозанятые, – отмечает Гюванч Донмез.

Мы работаем более чем с 16 000 ресторанов, и эта цифра растет постоянно. До кризиса стандартная комиссия агрегатора была от 20 до 35% от стоимости заказа. Сейчас доля доставки на рынке общепита примерно 10%. Безусловно, выгода от доставки каждого ресторана зависит в первую очередь от самого ресторана. Для крупных заведений с большими площадями обеденных залов, со штатом официантов, с атмосферой, интерьерами и подачей – для них доставка составляет малую часть их бизнеса. Она не принесет им прибыли, не выручит их без перестройки бизнес-процессов.

В период пандемии территориально спрос сдвинулся из бизнес-центров в жилые кварталы. Вырос и показатель среднего чека: плюс 3%, по данным на середину апреля, к последней неделе до карантина. А вот топ-3 самых популярных блюд не изменился – это пицца, суши, бургеры.

Не секрет, что компания убыточна, т.к. мы очень много инвестируем в развитие. В России мы строим лучший сервис доставки. Чтобы сохранять эти позиции, чтобы развивать логистику, IT, маркетинг такими темпами, как сейчас, нужны большие инвестиции.

Гюванч Донмез о том, как служба доставки еды Delivery Club вышла на миллион заказов в неделю 3
Delivery Club и Яндекс.Еда

В Беларуси пока не работает Яндекс.Еда и Delivery Club.

Как отмечается в отчете «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020» в Беларуси работают 8 служб доставки еды (агрегаторов): menu.by (ООО «Менюбай»), delivio.by (ООО «Деливери Плюс»), just-eat.by (ООО «Фуд клаб»), enot.delivery.by (ООО «Тейсти Сторис»), 24eda.by (ООО «24 Групп»), hereisfood.by (ООО «Нокта Логистик»), carte.by (ООО «КартэБай), menu-menu.by (ООО «Фудтех системс»). Из крупных агрегаторов здесь присутствует menu.by (работает с октября 2016 г.) и delivio.by (работает с февраля 2020 г.), которые вместе занимают 60% белорусского рынка доставки еды из ресторанов.