В силу возникшего дисбаланса в контейнерных потоках, железные дороги России, Беларуси и Казахстана ввели 40% скидку на транзитную перевозку порожних контейнеров из стран Европы в Китай, – отмечает портал Gudok.ru.
Как уже указывал infotrans, возник дисбаланс в контейнерных потоках по направлению Китай – Европа. Грузов из Китая в Европу везут намного больше, чем на обратном направлении.
Обычное соотношение контейнеропотока Восток – Запад и Запад – Восток – 2 к 1. Остановка предприятий в Европе привела к резкому замедлению и товаропотоков в Китай, и перевозок порожних контейнеров. При этом, по данным РЖД, перевозки груженых контейнеров на маршруте Китай – Европа – Китай в марте выросли на 33,4%, до 28,5 тыс. TEU, отправка порожних, следующих в основном из Европы в Китай, снизилась почти на 70%, до 1 тыс. TEU. На фоне ухудшения экономики контейнеры из Европы стали вывозить в Китай морем, что наносит ущерб тем транзитным операторам, которые предлагают комплексную услугу с возвратом порожних контейнеров в КНР.
ОАО «Российские железные дороги» до 31 августа ввело 40-процентную скидку на транзитную перевозку порожних контейнеров из Европы в Китай. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», Беларусь и Казахстан поддержали предложение российской стороны и предоставили симметричное снижение ставок на перевозки порожних контейнеров, следующих из европейских стран в Китай.
Сниженные ставки применяются при транзитной перевозке порожних универсальных контейнеров (длиной 40 и 45 футов) на специализированных платформах в составе контейнерных поездов длиной не менее чем 57, но не более чем 82 условных вагона. Снижение ставок улучшит балансировку потоков контейнеров на маршруте Китай – Европа – Китай. Как отмечается в официальном заявлении ОАО «РЖД».
Важен даже не сам факт предоставления скидки, а то, что три страны, через территорию которых проходит транзит, сумели ввести льготные условия одновременно, – отмечает генеральный директор компании ABC-RAIL Артур Нурмухамедов. – Это, на мой взгляд, настоящий подвиг со стороны РЖД – так быстро договориться с соседними железнодорожными администрациями с учетом всех особенностей их управления. Увеличение потока порожних контейнеров не только повысит объем грузовой работы для трех железных дорог в направлении запад – восток, но и в перспективе увеличит число груженых контейнеров в традиционном направлении, ведь сейчас у грузоотправителей наблюдается дефицит тары, из-за чего часть грузов не получается отправить.
При отправке порожних контейнеров через белорусско-польские пограничные переходы установлен следующий размер транзитного тарифа: по маршруту Красное – Канисай – 288 швейцарских франков (295 долл), по маршруту Красное – Карталы – 357 швейцарских франков (366 долл).
При перевозке контейнеров через польско-российские переходы и российские припортовые станции Балтийского моря установлены следующие тарифы: на маршруте Железнодорожный (Мамоново) – российские припортовые станции Балтийского моря – Чернышевское – Красное – Канисай – 288 швейцарских франков (295 долл), а на маршруте Железнодорожный (Мамоново) – российские припортовые станции Балтийского моря – Чернышевское – Красное – Карталы – 357 швейцарских франков (366 долл).
Проблема загруженности китайских контейнеров в Европе вызвана европейскими ограничительными мерами в связи с пандемией, которые привели к падению производства. По мере снятия ограничений процесс начнет восстановление, а с введением скидки это произойдет быстрее, так как часть грузопотока порожних контейнеров, возвращающихся в Китай морем, вернется на железную дорогу, – считает заместитель начальника аналитического департамента ПАО «ТрансФин-М» Лейсана Коробейникова.
Заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев, наоборот, считает, что снижение ставки вряд ли существенно сможет повлиять на ситуацию. Стоимость транзитной перевозки без китайских субсидий составляет порядка 7 тыс. долл, с субсидиями – около 2–3 тыс., поэтому наличие спецставки и экономия в несколько сотен долларов вряд ли существенно повлияют на ситуацию. Механизм возврата порожних контейнеров уже хорошо отлажен через Сибирь, куда порожние составы отправляют на загрузку перед возвратом в Китай. Китайская сторона экономит на этом деньги, плюс растет грузовая база по сети РЖД. Поэтому, помимо снижения ставок на перевозку порожних контейнеров из Европы в Китай, стоит посмотреть на позицию китайской стороны по субсидиям на возврат порожнего оборудования, – заключил Александр Сиверцев
Как отмечается в официальном сообщении ОАО «РЖД», исходя из дальнейшей динамики перевозок, срок действия специальных тарифов может быть продлен до конца года.