Основательница Roolz o компьютерном зрении в логистике: «Это столько же о людях, сколько о системах»

Интервью с Юлией Гитлиной, одной из основателей платформы Roolz

Интервью с Юлией Гитлиной, одной из основателей платформы Roolz и специалистом по компьютерной графике и компьютерному зрению.  

Юлия имеет степень доктора компьютерных наук, и последние несколько лет занимается развитием логистического стартапа Roolz — инновационной транспортной биржи. В интервью основательница рассказывает, как компьютерное зрение помогает в логистике. 

— Компьютерное зрение в логистике – для каких процессов уже применяется эта технология? 

Сейчас компьютерное зрение в логистике — это использование камер и ИИ. Оно помогает идентифицировать и отслеживать посылки в реальном времени, контролировать качество на складах и оптимизировать использование пространства в контейнерах. В целом, технология позволяет компаниям повысить эффективность, снизить количество ошибок и обеспечить лучшую прозрачность в цепочках поставок.

Можете привести пример использования компьютерного зрения?

Автоматизированные системы сортировки в распределительных центрах. 

Умные камеры в сочетании с алгоритмами компьютерного зрения сканируют штрих-коды, ярлыки и даже рукописный текст на упаковках. Так определяется, куда должен быть отправлен каждый предмет. 

Другой пример — оптимизация паллет: системы компьютерного зрения анализируют форму и размеры упаковок, чтобы рассчитать наиболее оптимальный способ укладки. Более того, продвинутые системы могут мониторить состояние упаковок в процессе перевозки и обнаруживать возможные повреждения. Если груз окажется поврежден или есть такая вероятность, система предупредит об этом.

Кажется, будущее уже рядом. С какими трудностями сталкиваются компании при внедрении этих систем?

Главная трудность — это разнообразие реальных условий. Например, упаковки могут быть разных форм, цветов и материалов. Освещение на складах тоже отличается. Модели компьютерного зрения должны быть достаточно адаптивными, чтобы справляться с такими изменениями. 

Еще одна трудность — масштабируемость: системы часто обрабатывают огромные объемы данных в реальном времени, а это требует значительных вычислительных ресурсов. Кроме того, имеют место вопросы конфиденциальности и этики, особенно когда дело касается клиентов. Сама интеграция новых технологий в существующие системы — тоже нелегкий процесс.

Как вы видите будущее компьютерного зрения в логистике?

Я думаю, что мы движемся к полностью автономным складам и цепочкам поставок. 

Компьютерное зрение вместе с робототехникой позволит складам работать с минимальным вмешательством человека. Например, дроны с системами зрения смогут проводить инвентаризацию, а автономные транспортные средства — осуществлять доставку последней мили. 

На основе компьютерного зрения станет более распространенной и предиктивная аналитика. Компании смогут предвидеть потенциальные проблемы. Представьте себе систему, которая может предсказать задержки, определить недоработки или даже предложить альтернативные маршруты в режиме реального времени — вот к чему мы идём.

Есть ли какие-то новые технологии, которые вас особенно вдохновляют?

Меня особенно вдохновляет идея интеграции дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR) в логистике. 

AR сможет помочь складским работникам ускорить рабочие процессы за счет накладывания информации о предметах прямо на их обзор. VR, в свою очередь, может использоваться для проведения продвинутых тренировочных симуляций. Такой опыт будет полезен для отработки сложных задач в безопасной среде, например, для погрузки хрупкого листового стекла. Интересное направление — использование 3D-систем зрения для более точного определения размеров груза и оптимизации загрузки.

Какие значительные изменения уже  видят компании после внедрения технологий компьютерного зрения?

Компании часто отмечают заметное увеличение операционной эффективности. Например, автоматизированные системы сокращают время, необходимое для сортировки и управления инвентарем. Улучшается точность: меньше теряются посылки, повышается качество контроля, снижается количество ошибок. 

Одно из важных преимуществ — повышение безопасности. Системы зрения могут отслеживать действия работников и выявлять потенциальные угрозы безопасности в режиме реального времени. Несчастных случаев становится гораздо меньше. Наконец, компании могут лучше отследить свои цепочки поставок, что крайне важно для удовлетворения клиентов и соблюдения нормативных требований.

Как, по вашему мнению, будут развиваться отношения между людьми и ИИ в логистике?

Я вижу это как партнёрство, а не замену. Технологии ИИ и компьютерного зрения — это инструменты, которые расширяют человеческие возможности. Они выполняют повторяющиеся, рутинные задачи, позволяя сотрудникам сосредоточиться на более сложных задачах, требующих критического мышления. ИИ может выявить проблему, но решение остаётся за человеком. Главное — разрабатывать системы, которые интуитивно понятны и помогают работникам, а не заставляют их чувствовать себя заменяемыми. Здесь критически важно обучение и повышение квалификации.

Какой совет вы бы дали компаниям, которые опасаются внедрять технологии компьютерного зрения?

Мой совет — начать с малого и постепенно масштабировать. Начните с пилотного проекта, чтобы решить конкретную проблему, например, автоматизировать сканирование штрихкодов или оптимизировать укладку паллет. Это позволит продемонстрировать рентабельность инвестиций в технологию, не перегружая команду и ресурсы. И не забывайте о человеческом факторе: вовлекайте сотрудников на ранних стадиях, предоставляйте им необходимое обучение и включайте их в процесс. Внедрение технологий — это столько же о людях, сколько о системах.

Какой совет вы бы дали тем, кто хочет специализироваться в этой области?

Будьте любознательны и продолжайте учиться! Эта область быстро развивается, поэтому важно быть в курсе последних достижений в ИИ, машинном обучении и компьютерном зрении. Помимо обучения, накапливайте  опыт. Работайте над реальными проектами, даже небольшими, чтобы понять вызовы и нюансы применения этих технологий. 

Помните, что сотрудничество имеет решающее значение. Логистика — это многопрофильная область, поэтому умение работать с инженерами, аналитиками и экспертами по цепочкам поставок крайне важно. Не стоит недооценивать и другие навыки: ясное общение и умение решать проблемы.

Есть ли какие-либо заблуждения о компьютерном зрении в логистике, которые вы хотели бы развеять?

Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что системы компьютерного зрения очень дорогие и подходят только для крупных компаний. Действительно некоторые решения могут быть дорогостоящими, но существуют масштабируемые варианты, доступные для малого бизнеса. 

Еще популярно мнение, что эти системы заменят всех сотрудников. Как я уже говорила ранее, цель технологий — улучшить возможности человека, а не заменить его. И, пожалуй, самое очевидное: некоторые считают, что внедрение таких систем слишком сложно. Может показаться так, но при правильном подходе и с надежным партнером внедрить эти технологии будет гораздо легче. 

— Спасибо за то, что поделились своими знаниями и опытом. Это было познавательно.

Спасибо! Мне было приятно обсудить пересечение компьютерного зрения и логистики.  Надеюсь, в дальнейшем эта область будет только развиваться и менять логистику к лучшему.

Как и в технологиях компьютерного зрения, в Roolz тоже используются возможности искусственного интеллекта. Сейчас он применяется для автоматического заполнения заявок на платформе. Пользователи могут загрузить транспортные документы на перевозку, и система сама подставит нужные данные в оферту. Функция помогает экономить время и делегировать рутинные задачи. 

Попробуйте другие функции платформы для облегчения логистики — автоматический подбор транспорта и груза, торги на перевозку, режим приватной биржи, внутренний мессенджер —  регистрируйтесь в Roolz!