У коридора «Север-Юг» огромный нереализованный потенциал.
Ажиотаж, наметившийся в последнее время вокруг Международного транспортного коридора «Север-Юг» (INSTC), не ограничивается только выгодами России от него. В последние месяцы после западных санкций, введенных в отношении РФ, INSTC был задуман как спасательный круг для России. Тем не менее, это еще не все, поскольку, по мнению Евразийского банка развития (ЕАБР), коридор может стать ключом к новым евразийским логистическим услугам и маршрутам при соответствующих инвестициях.
В отчете ЕАБР, опубликованном в конце октября, подчеркивается важность INSTC, упоминается, что у коридора есть огромный нереализованный потенциал. Это замечание имеет смысл, поскольку коридор находится в центре внимания уже больше года. Маршруты существовали и ранее, но на них не обращали внимания, поскольку Россия в основном делала ставку на прямое железнодорожное сообщение Китай-Европа.
Когда финская компания Nurminen Logistics запустила свой первый блок-поезд, соединяющий Хельсинки с индийским портом Нава-Шева через Россию, Азербайджан и Иран, индустрия железнодорожных грузоперевозок зашумела вокруг коридора, который вышел на первый план. Для многих это был совершенно новый вариант транзита, открывающий железнодорожные и мультимодальные маршруты на новые рынки, такие как Индия. Для других, в основном региональных игроков, такое развитие событий не стало неожиданностью, главным образом потому, что они были хорошо осведомлены о узких местах коридора, на устранение которых уйдет несколько лет.
Только когда Россия начала обращать внимание на альтернативные транспортные маршруты и альтернативные рынки для экспорта своей продукции, INSTC стал выглядеть привлекательным. Рынки Индии и Юго-Восточной Азии стали целями расширения при сохранении хороших отношений с Китаем. В результате INSTC стал главными воротами, по крайней мере, для железных дорог, на эти рынки.
С несколькими тестовыми поездами и сервисами, развернутыми через разные ветки коридора (западную, центральную и восточную), Россия не торопилась, пытаясь изучить наилучшие возможные транспортные сценарии. При этом восточная и западная ветки INSTC стали наиболее оптимальными вариантами. Фактически, несколько дней назад РЖД объявила о первом регулярном контейнерном поезде через восточную ветку с первыми ежемесячными рейсами туда и обратно через Казахстан, Туркменистан и Иран по пути в индийскую Нава-Шеву.
Для ЕАБР изучение Международного транспортного коридора Север-Юг означает выявление основных узких мест и предложение соответствующих инвестиций. Удивительно, но, несмотря на то, что коридор «имеет огромный неиспользованный потенциал», предлагаемые инвестиции хотя бы частично согласуются с инвестициями стран-участниц. Например, ЕАБР определило железнодорожную линию Решт-Астара как недостающее звено для развития западной ветки INSTC через Азербайджан.
Другие соответствующие инвестиции, которые ЕАБР определил, как важные, касаются «строительства вторых основных путей и электрификации железнодорожных линий в Азербайджане, Иране, Казахстане и Туркменистане. Не менее важно строительство объездных дорог вокруг городов, модернизация внутренних водных путей и каналов, развитие контейнерных и генеральных грузовых терминалов в каспийских портах. Отмечается еще также важность инвестиций в модернизацию погранпереходов и строительство логистических центров и объектов придорожного сервиса.
Что касается упомянутых выше логистических центров, то здесь уже достигнут определенный прогресс. Например, в рамках завершения строительства линии Рашт-Астара, Россия намерена построить логистический узел в Астаре на ирано-азербайджанской границе. В остальном основным приоритетом являются дополнительные пути и электрификация, после чего следует модернизация пограничных переходов и строительство контейнерных и грузовых терминалов в каспийских портах.
В ЕАБР пришли к выводу, что западная ветка коридора, проходящая транзитом через Азербайджан и Иран, «получит основную часть инвестиций (69%), а Восточный маршрут и Транскаспийский маршрут получат 12% и 19% соответственно объема инвестиций, поскольку они требуют меньше капитальных затрат для полного раскрытия своего потенциала по сравнению с западным маршрутом».
Тем не менее, даже с учетом того, что Россия в настоящее время является главным действующим лицом инвестиций в маршрут, в долгосрочной перспективе от них может выиграть вся евразийская транспортно-логистическая сеть. В ЕАБР отмечают, что коридор может «легко развивать меридиональные транспортные связи между Северо-Восточной Европой и Южной Азией и создавать новые транспортно-логистические цепочки вдоль взаимосвязанных евразийских международных транспортных коридоров, в частности, между Россией и Турцией через Азербайджан и между Китаем и Ираном через Казахстан и Казахстан». Туркменистан».
Кроме того, в ЕАБР подчеркнули, что INSTC может превратиться в ключевой элемент евразийского транспорта, функционирующий в качестве связующего звена между направлениями Север-Юг и Восток-Запад, охватывающими страны Центральной Азии, Европы, Азии и Ближнего Востока. Конечно, до достижения этой цели еще далеко. Будь то геополитические проблемы или узкие места в инфраструктуре и цифровизации, предстоит еще много работы.
Тем не менее, ситуация может стать более управляемой благодаря некоторым важным инфраструктурным проектам и модернизации процедур пересечения границы. Координация развития коридора является еще одним чувствительным моментом, который также рассматривается в контексте Среднего коридора, который сталкивается с тем же препятствием, которое мешает его дальнейшему развитию. Однако, некоторые существенные шаги уже сделаны, и такие проблемы потенциально могут найти решения в будущем. С учетом того, что в евразийский регион возвращается относительная геополитическая стабильность, инвестиции также ускорятся, а коридор еще больше разрастется. В конце концов, какими бы надуманными ни казались некоторые планы, возможно, INSTC является настоящим победителем в гонке за альтернативные маршруты, открывая совершенно новый спектр рынков и услуг.
С полным отчетом Евразийского банка развития можно ознакомиться здесь.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!