По данным аналитиков Alphaliner, за I полугодие 2022 г. ни один контейнеровоз не был отправлен на слом.
Контейнеровозы сложно найти на рынке утилизации судов, – отмечает Alphaliner. Все потому, что их эксплуатация до сих пор очень прибыльна. Даже владельцы старых судов могут рассчитывать на фрахт или выручку от продажи. Необходимости сдавать контейнеровозы на слом в текущих условиях нет.
Это еще один год, когда снижается продажа контейнеровозов на утилизацию (слом). В 2021 году на слом было доставлено 19 единиц контейнеровозов общей вместимостью 16 500 TEU. Годом ранее это было 194 500 TEU, а еще раньше – в 2016 году эта цифра достигла 655 000 TEU.
Владельцам свалок остается только развести руками и поглядывать на другие типы судов – контейнеровозы к ним вернутся не скоро, даже несмотря на хорошие деньги, предлагаемые за утилизацию судов.
Исторически высокие чартерные и фрахтовые ставки по-прежнему действуют на рынке морских контейнерных перевозок. В результате судовладельцев не привлекают даже ставки на слом в $600-700 за тонну в Индии и $300-450 в Турции. Желающих продавать свои контейнеровозы на слом по таким высоким ставкам нет.
По словам Alphaliner, кардинальных изменений во второй половине 2022 года не произойдет. Первоначально аналитики Alphaliner подсчитали, что в перспективе всего 2022 года суда общей вместимостью около 30 000 TEU будут отправлены на слом, но все указывает на то, что эти прогнозы придется пересмотреть.
В настоящее время судовладельцы по-прежнему ориентируются в первую очередь на эксплуатацию, так как на рынке морских перевозок по-прежнему ощущается нехватка тоннажа. Alphaliner указывает, что первые признаки изменения ситуации могут появиться не раньше начала 2023 года, когда ситуация на рынке морских контейнерных перевозок стабилизируется.
В 2023 году на воду будут спущены рекордные 2,3 млн TEU в виде новых судов. Судовладельцы и перевозчики могут ощутить их присутствие уже во второй половине 2023 года. По данным Alphaliner, это может означать, что в следующем году на снос пойдет до 250 000 TEU. В свою очередь, в ближайшие годы ожидается дальнейший рост продаж судов на слом, так как на рынок выйдет все больше новых единиц контейнеровозов (на 2024 год запланировано – 2,8 млн TEU). Это вытолкнет на слом еще около 350 000 TEU в 2024 году.
Однако аналитики Alphaliner предупреждают, что к этим прогнозам нужно подходить с осторожностью. Это число может значительно возрасти, и еще одним важным фактором станет природоохранное законодательство, в основном так называемое IMO 2023. Многие старые агрегаты не будут соответствовать новым стандартам, и их адаптация к новым правилам будет нерентабельной. Поэтому они будут следующими кандидатами на слом.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!