Юрий Нестерович (начальник отдела авиаперевозок – зам. директора по авиаперевозкам ООО «КРАФТТРАНС») выступил спикером на Бизнес-встрече «Транспортно-экспедиционная деятельность в новых реалиях», которая прошла 30 июня 2022 г. в Минске.

Юрий Нестерович (ООО «КРАФТТРАНС»): Авиационная логистика и ее перспективы в текущих условиях 1

Прошлый 2021 год оказался удачным для многих международных перевозчиков. К примеру, люксембургская грузовая группа Cargolux и немецкая Lufthansa Cargo сообщили, что в 2021 году показали лучшие результаты в своей истории.

Выручка Cargolux выросла на 40% (до $4,4 млрд). У Lufthansa Cargo выручка увеличилась на 38%. Это связано с устойчивым спросом на их услуги из-за сбоев в глобальной логистике на фоне пандемии COVID-19, наличием грузовых провозных возможностей, ограниченным предложением морских перевозчиков и блокировкой Суэцкого канала.

В пандемию грузоперевозки стали более значимым источником заработка для авиакомпаний.  Если в 2016-2019 гг. грузы давали перевозчикам всего лишь 11-14 % выручки, то в 2021 г они приносили уже 40 % выручки – подсчитали в IАТА (если кто не знаком – Международная ассоциация воздушного транспорта). При этом выручка от перевозок пассажиров сократилась в 2020-2021 гг, их доля составила менее половины.

Юрий Нестерович (ООО «КРАФТТРАНС»): Авиационная логистика и ее перспективы в текущих условиях 3

Из-за всем известных событий существенно сократилась количество международных грузовых рейсов России, отмечает ассоциация IАТА. Как пример, в 2021 г. российская крупнейшая грузовая авиакомпания AirBridgeCargo замыкала ТОП-15 мировых перевозчиков по грузообороту. На текущий момент AirBridgeCargo не выполняет рейсы и ищет способ выжить.

Юрий Нестерович (ООО «КРАФТТРАНС»): Авиационная логистика и ее перспективы в текущих условиях 5

На сегодняшний день вся авиационная отрасль страдает из-за сокращения штата сотрудников, нехватки персонала, летного состава. Это касается аэропортов, агентств наземного обслуживания, управления воздушным движением, а также авиалиний. Такая ситуация наблюдается на авиационных рынках США, Европы, Азии. 

Юрий Нестерович (ООО «КРАФТТРАНС»): Авиационная логистика и ее перспективы в текущих условиях 7

Существенно повысились цены на авиационный керосин – авиаперевозки «влетели» в новый кризис.

Авиакеросин подорожал более чем на 100 % по сравнению с прошлым годом из-за геополитической ситуации в мире. 

Если в российской авиаотрасли очередной виток проблем связан с санкциями и международными ограничениями, то за рубежом стоимость авиатоплива достигла рекордно высокого уровня. В результате авиакомпании предупреждают о снижении прибыльности и повышении цен на авиаперевозки. И это неудивительно, т.к. для авиаперевозчиков керосин – одна из крупнейших статей расходов..

USA

Возрождение пропускной способности для грузовых авиаперевозок идет не так, как планировалось, из-за проблем с наличием экипажа и заставляющих американские авиакомпании обуздать свои планы по расширению расписания.

Крупные авиакомпании США по-прежнему работают ниже уровня до Covid. Delta рассматривала дефицит рейсов на 16% во втором квартале 2022 по сравнению с уровнями 2019 года, United планировала на 16% меньше полетов, а American – на 8%.

China

Шанхайский локдаун закончился. Тем не менее, экспедиторы предупреждают, что «бизнес как обычно» по-прежнему далек от одного из крупнейших авиационных узлов Китая, учитывая продолжающиеся ограничения и неизбежное похмелье цепочки поставок после двух месяцев жесткой блокировки. Жители теперь могут свободно передвигаться по городу, производители теперь могут работать без специальных разрешений или с препятствиями из-за условий замкнутого цикла.

Юрий Нестерович (ООО «КРАФТТРАНС»): Авиационная логистика и ее перспективы в текущих условиях 9

Но, восстановление в ближайшем будущем не предвидится. По словам экспедиторов, пропускная способность Китая превысила уровни до блокировки в Шанхае, но до сих пор не было большого всплеска спроса, говорят экспедиторы, даже несмотря на то, что ставки ползут вверх. Локдауны в Шанхае привели к тому, что грузы не смогли добраться до аэропорта, а также к отсутствию обработчиков. На самом “низу” мы увидели на 80% меньше грузовых авиаперевозок в Шанхае. В масштабах всего Китая это привело к снижению грузовых авиаперевозок на 20%». Падение объемов было связано с «продолжающейся геополитической напряженностью в Европе и сбоями в глобальных цепочках поставок, вызванными пандемией».

Ставки фрахта, вероятно, останутся на высоком уровне», хотя потребительский спрос «не так силен. Ставки из основных хабов Китая немного увеличились в последние недели примерно на 0,3 доллара за кг, при этом приблизительные общие ставки для оптовых поставок более 100 кг в США составляют 5-6 долларов за кг, в зависимости от авиакомпании, в то время как общие ставки в Европу составляли около 8-9 долларов за кг.

Россия

Российские грузовые авиакомпании получили рекордную прибыль за 2021 г. Но в 2022-м перевозчиков ждет спад из-за сокращения грузопотока на 30–60%.

Юрий Нестерович (ООО «КРАФТТРАНС»): Авиационная логистика и ее перспективы в текущих условиях 11

Суммарная прибыль крупнейших грузовых авиакомпаний России в 2021 году выросла на 26%, до 62 млрд руб. Но в 2022 году их финансовые показатели упадут из-за западных санкций и запрета на полеты в Европу, США и другие страны.

В 2021 г. это рекордные показатели как минимум за последние четыре года, с 2018 года. По сравнению с пандемийным 2020 годом выручка компаний выросла на 31%, чистая прибыль – на 26%. По данным Росавиации, в 2021 году российские авиакомпании перевезли 1,476 млн т грузов и почты, что на 26% выше уровня 2020-го. Из них 99,3% (1,466 млн т) пришлось на 35 перевозчиков.

Крупнейший грузовой авиаперевозчик России – группа «Волга-Днепр» Алексея Исайкина (в нее входят одноименная авиакомпания «Волга-Днепр», AirBridgeCargo и «Атран») в 2021 году перевезла 724,6 тыс. т, или 49% от всех авиагрузов. У компаний группы Исайкина, а также еще четырех перевозчиков в 2021 году из всего грузопотока 73%, или 1,083 млн т, пришлось на международные перевозки. Исходя из данных анализируемых компаний, почти всю прибыль (96%, или 59,3 млрд руб.) обеспечили грузовые компании, принадлежащие группе «Волга-Днепр» Алексея Исайкина.

Юрий Нестерович (ООО «КРАФТТРАНС»): Авиационная логистика и ее перспективы в текущих условиях 13

Так, AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр», летавшие преимущественно за рубеж, увеличили перевозки в общей сложности на 23,5%, до 724,6 тыс. т, выручку – на 28,9% (до 212,2 млрд руб.), чистую прибыль – на 24,1%.

С какими проблемами столкнуться грузовые авиакомпании в 2022 г.?

По данным Росавиации, в январе-феврале 2022 года грузопоток российских авиакомпаний продолжал расти – на 4,5% к аналогичному периоду 2021 года.

Но в конце февраля, вскоре после начала всех известным событий на Украине, Евросоюз, США, Канада полностью закрыли небо для российских компаний, а введенные ими санкции предполагают запрет на поставку в Россию запчастей для воздушных судов, обслуживание авиатехники и разрыв лизинговых договоров.

К этому добавился запрет Минторга США на любое обслуживание за рубежом самолетов Boeing, эксплуатируемых перевозчиками AirBridgeCargo и «Авиастар-ТУ». На этом фоне AirBridgeCargo и «Атран» пришлось отказаться от выполнения рейсов. В середине марта 2022 года немецкая DHL прекратила сотрудничество с «Авиастар-ТУ».

Юрий Нестерович (ООО «КРАФТТРАНС»): Авиационная логистика и ее перспективы в текущих условиях 15

В «Волге-Днепр» тоже стартовал проект по переводу части мощностей AirBridgeCargo в одну из дружественных стран. Сейчас прорабатывается вариант с интеграцией самолетов этого перевозчика в одну из арабских компаний, говорит он. Представитель «Волги-Днепр» это не комментирует. «Мы летали и продолжаем выполнять перевозки в стандартном режиме по направлению в Китай в интересах «Почты России».

Но российским компаниям не избежать существенного снижения грузоперевозок, в первую очередь международных. Общее снижение во втором-четвертом кварталах 2022 года может составить около 40-50%.

Юрий Нестерович (ООО «КРАФТТРАНС»): Авиационная логистика и ее перспективы в текущих условиях 17

Сейчас рынок грузовых авиаперевозок активно перестраивается, «Не будет удивлением, если нынешнее снижение объемов придется напряженно отрабатывать в конце 2022 года». «Многое будет зависеть от адаптации российского и международного бизнеса к новым условиям». Экономическая жизнь не останавливается, создаются новые пути поставок, поэтому «Волга-Днепр» адаптируется к новым условиям.

Пока на поддержку российских авиакомпаний, выполняющих грузовые перевозки, правительство России выделило 2,9 млрд руб. (пассажирским авиакомпаниям – 100 млрд руб.). Программа поддержки будет действовать с апреля по октябрь 2022 года. Это поможет переориентировать имеющийся парк грузовых самолетов на перевозки в интересах российских заказчиков, подчеркнул он.

Ранее о поддержке грузовой авиации заявил мэр Москвы Сергей Собянин. В апреле он подписал соглашение о сотрудничестве с «Волга-Днепр». «Мы создаем новый логистический коридор с такими крупными странами, как Китай, Индия, рядом других государств. Компания будет обеспечивать перевозку грузов по нашему заказу из этих стран», – пояснял Собянин. До конца года планируется доставка самолетами российского производства в Москву около 20 тыс. т грузов. Итоговая стоимость контракта может составить около 9,5 млрд руб. «Речь идет о перевозке жизненно важных грузов, таких как фармацевтические препараты, медикаменты, оборудование, вспомогательное оборудование и т.д. Это как раз то, что нам нужно сегодня для России, для отрасли”, – сказал он.

Согласно документу, заказчиком выступит правительство Москвы, а оператором – Группа компаний «Волга-Днепр». Руководство города в сотрудничестве с правительством России упорядочит получение необходимых разрешений на международные рейсы и таможенное оформление грузов» Сделка откроет новые возможности для импорта и экспорта, добавил он.

Благодаря этим заказам Группа компаний «Волга-Днепр» сможет продолжить свою деятельность, реализовать планы по обновлению парка воздушных судов и сохранить персонал. Это одна из крупнейших мировых компаний и крупнейшая в России.

Ведутся также переговоры о спасении флота и персонала «ЭйрБриджКарго» через сделку с Etihad Cargo. Говорят, что пара ищет способы перевести флот 747 в AOC Etihad и создать новую организацию для самолета, а оставшиеся экипажи и сотрудники переехали в Абу-Даби, а европейские операции возобновились.

Сделка может быть привлекательной для арендодателей, если она будет законной. Арендодатели пытаются вернуть свои самолеты, которые припаркованы в Москве. Тем не менее, в различных документах они признали, что вряд ли смогут вернуть самолеты, поскольку Москва приняла закон, заставляющий их оставаться в России.

Новое подразделение Etihad, по сути, будет тем же AirBridgeCargo, а продажи будут осуществляться новой компанией

Отношения между ОАЭ и Россией деликатны, и ближневосточная страна пытается казаться нейтральной в текущей ситуации. В ОАЭ, которые предлагают визы россиянам, не подпадающим под санкции, за последние три месяца наблюдался всплеск прибытий из России, в то время как многие компании с персоналом в России перемещают их в ОАЭ.

И все же не все так плохо, как может показаться

К примеру, в Россию на текущий момент летает 30 иностранных авиакомпаний.

Turkish airlines «рвут» рынок, летают больше всех на российском рынке среди зарубежных авиакомпаний. Также выполняют рейсы Belavia, Uzbekistan Airways, 4 авиакомпании из ОАЭ.

Поэтому давайте надеяться на лучшее и больше позитива!

Да, есть ограничения на международные полеты и направления, закрываются маршруты, санкции, многие цепочки поставок прерываются или вообще закрылись. Однако, есть новые маршруты, новая логистика через другие регионы (Турция, Эмираты, Казахстан, Узбекистан) – важно адаптироваться и нужно уметь работать в новых реалиях и предлагать клиентам, партнерам новую логистику, цепочки поставок.

Пожалуй, на текущий момент это все, что я хотел бы сказать.

С наилучшими пожеланиями, начальник отдела авиаперевозок – зам. директора по авиаперевозкам ООО «КРАФТТРАНС» Юрий Нестерович.

ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!