Ситуация на Украине уже оказывает влияние на судоходство.
Компания, исследующая задержки в цепочке поставок FourKites, подсчитала, что при перевозке генеральных грузов время доставки грузов в порты Восточной Европы 2 марта увеличилось на 20% по сравнению с данными на 17 февраля, а в среднем время доставки в порты Европы выросло на 25%.
За тот же период время ожидания перегрузки в европейских портах увеличилось на 43%. Перевозка упакованных потребительских товаров, продуктов питания и напитков была наиболее задержана, где время ожидания в Европе увеличилось на 55%.
Увеличение времени ожидания неравномерно. В портах Западной Европы время ожидания увеличилось на 41%, в Восточной Европе на 6%, в портах Южной Европы выросло на 26%, Северной Европы – рост составил 17%.
В последние дни ставки на доставку в Европу взлетели до небес: некоторые грузоотправители 24 февраля слышали ставку в 54 тыс. долл. за 40-футовый контейнер, перевозимый из Шанхая в Роттердам.
Импорт в Россию сократился на 17% с 17 февраля по 2 марта. Многие судоходные линии отказываются обслуживать российское направление, другие беспокоятся о экипаже и имуществе. Субъекты ВЭД принимают решение приостановить торговлю с Россией, и есть серьезные опасения по поводу платежей от российских покупателей. Страховщики не хотят оформлять полисы на суда, работающие в районе военных действий, где риск достаточно высок.
Так, Панамское судно Helt затонуло 3 марта после взрыва ниже ватерлинии, а четверо членов экипажа пропали без вести. 2 марта бангладешское подразделение получило попадание ракеты в надстройку. В результате обстрела погиб один моряк.
В украинских водах застряли 140 судов, на которых работает более тысячи моряков. Попавшие в ловушку суда в основном танкеры и сухогрузы.
С другой стороны, азиатские индексы не увеличились. Шанхайский индекс контейнерных перевозок на 4 марта составил 4746,98 пункта, что на 71,49 пункта ниже, чем неделей ранее. SCFI падает с начала января этого года.
Также согласно Drewry, индекс цен снизился на 2 процента на прошлой неделе, до 9 279,46 долл за 40-футовый контейнер. На маршруте из Шанхая в Роттердам стоимость доставки контейнера на 3 марта составила 12 968 долл, что на и 5% ниже, чем неделей ранее.