Альтернатива запрету на морское сообщение с российскими портами – наземные пути через страны Прибалтики.
Напомним, тройка ведущих морских линий CMA CGM, Maersk, MSC и ряд других перевозчиков отказались перевозить контейнеры в/из России.
Альтернативным маршрутом для обхода запрета на морское сообщение с российскими портами могут стать наземные пути через страны Прибалтики, а далее груз будет следовать наземным транспортом – автомобильным или железнодорожным, – говорит руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок (ЦСР) Бегляр Новрузов.
Альтернативные маршруты для европейской части России – это направления через Балтийский бассейн, т.е. наземные маршруты через страны Прибалтики и маршруты с выходом на их порты, – поясняет Новрузов.
Это как раз то, с чем многие годы боролись в России. Однако данное направление весьма ограничено и не в состоянии покрыть объем грузов в 200 миллионов тонн, что переваливаются через порты Балтийского бассейна РФ. Следовательно, от 100-150 миллионов тонн потребуется провезти автомобильным и железнодорожным транспортом, – говорит он.
Эксперт привел в пример маршрут Санкт-Петербург – Гамбург морским транспортом, который составляет от 2 до 9 дней (в зависимости от перевозчика, в среднем 3-5 суток). Наземный маршрут составит 2-3 дня: из Санкт-Петербурга до Таллинна наземным транспортом, затем морем до Стокгольма, наземным транспортом по Швеции и далее паромом Мальме-Копенгаген, далее смешанным транспортом по территории Дании, и далее наземным транспортом до Гамбурга.
Аналогично маршрут морским транспортом от Санкт-Петербурга до Роттердама составит от 2 до 12 дней (в среднем 5-7 суток). Наземный маршрут (через Псков до Риги и далее через Латвию и Литву, далее Польша, далее Германия и Роттердам) составит почти 3 суток. Однако следует понимать, что Гамбург и Роттердам – это порты «входа», и грузы следуют далее наземным и речным транспортом по ЕС. И при сравнении морского и наземного маршрутов, не учитывается время доставки наземным транспортом от порта до конечного потребителя, – объясняет Новрузов.
Эксперт добавил, что во времени наземный транспорт короче, однако вопрос способности наземных перевозчиков перевезти еще дополнительные 150 миллионов тонн грузов только с портов Балтийского бассейна требует детальной проработки.
Мы работаем только с импортом, наши контейнера как шли, так и идут морем из Китая через порт Клайпеда. Вывозим контейнера с литовского порта, ничего не изменилось, – отметил один из белорусских экспедиторов.