Появится ли сервис Яндекс.Лавка в Беларуси?
Яндекс.Еда является одним из самых мощных игроков в Беларуси на рынке доставки еды из ресторанов, а теперь еще и e-grocery. Запустившись в Беларуси в июне 2021 года сервис быстро занял свою нишу и даже вытеснил долгожителя на этом рынке – сервис menu.by (ушел с белорусского рынка с 6 декабря 2021 года). Яндекс.Еда заточена на доставку еды из ресторанов, но там уже протестирована и доставка из гипермаркетов. Поэтому Яндекс выделяет этот сервис (e-grocery – доставка из гипермаркетов) в отдельную бизнес-единицу Яндекс.Лавка. И в ней появится уже не только продукты из магазинов, но и зоотовары, товары для дома, детей и т.д.
Практически все сервисы быстрой доставки, кроме доставки еды из ресторанов, пошли еще и в сферу e-grocery. Это сейчас один из самых растущих сегментов рынка. Однако здесь сильные позиции держит Евроопт (сервисы e-dostavka.by, dark store Ямигом и emall.by).
В сфере e-grocery важное значение имеет скорость доставки, поэтому многие идут в концепцию dark store, а это доставка со склада за 30 минут в рамках ограниченного радиуса. В этой сфере в Беларуси работают dark store Bazar и Ямигом (Евроопт).
Яндекс.Лавка – это dark store, сервис доставки за 30 минут. Уклон Яндекс.Лавка делает на доставку из гипермаркетов, в этом приложении реализовано разделение товаров по группам «Булочная», «Вода и напитки» и т.д., также есть отдельная группа «Готовая еда», где можно выбрать блюда из ресторанов. Поэтому эта бизнес-единица технически заточена на доставку товаров из гипермаркетов.
В Беларуси Яндекс думаю не пойдет в создание физической инфраструктуру dark store, а это полноценные склады, где будет происходить хранение и отборка товаров и соответственно с этой точки курьеры будут развозить товар по клиентам в рамках определенного радиуса доставки. Но остальная инфраструктура здесь у Яндекса уже есть, пешие курьеры, велокурьеры и водители-курьеры, – отмечает директор Центра LOGCONSULT Дмитрий Курочкин.
Сейчас на рынке e-grocery в Беларуси основная конкуренция идет между сервисами Glovo, Яндекс.Еда и Delivio. К этим трем игрокам уже добавился сберовский «Еду!». Также сильным конкурентом в e-grocery является Евроопт (сервисы e-dostavka.by, dark store Ямигом и emall.by). Также я бы отметил dark store Bazar, который развивается в Беларуси и выходит за ее проделы по франшизе. Уже есть случаи, когда ритейл не подписывает договор на аутсорс доставки по последней мили с одной службой, но подписывает с другой. В большинстве своем ритейл понимает, что собственная курьерская доставка – это значительные расходы, не все готовы идти в эти бизнес-процессы, – говорит Дмитрий Курочкин.
И если сфера e-grocery охвачена сервисами быстрой доставки, то например, такие группы товаров как зоотовары, товары для дома, детей, офиса и т.д., пока не охвачены. Классический ритейл в этом заинтересован, в 2022 году думаю многие добавят в свой портфель еще и e-com-канал, но вот кто будет заниматься доставкой? Быстрые сервисы экспресс-доставки могли бы помочь ритейлу быстрее выйти в e-commerce, а те кто уже вышел – оценить возможности и экономику работы с доставкой по последней мили на аусорсе. Но не все тут так однозначно, есть свои плюсы и минусы, но потестировать все же надо, – добавляет Дмитрий Курочкин.
Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.