Литовские железные дороги рисуют стратегию будущего без белорусских грузов.
Санкции ЕС и США, введенные в отношении Беларуси, не обязывают Литву останавливать железнодорожные перевозки удобрений «Беларуськалия». Тем не менее, Литовские железные дороги перестраховываются и уже разрабатывают свою будущую стратегию, исключающую транспортировку таких продуктов, чтобы избежать всех связанных с этим рисков.
С июня прошлого года стало известно, что с августа ЕС и США введут санкции в отношении перевозки белорусских товаров. Эти санкции применяются к новым контрактам после 25 июня 2021 года.
Литовские железные дороги (LTG) отреагировали на эту новость еще в июне, оценив огромные финансовые потери из-за остановки перевозки белорусской продукции. Однако, поскольку контракт с Беларуськалием был подписан в 2018 году, LTG может продолжать перевозить удобрения до конца срока его действия в 2023 году.
Как поясняет представитель Литовских железных дорог, нынешние санкции ЕС и США в отношении белорусских компаний не могут остановить транзит удобрений «Беларуськалия» через Литву, поскольку санкции ЕС действуют только для новых соглашений, заключенных после 25 июня 2021 года. LTG подписала контракт с Беларуськалием в 2018 году, и он действует до конца 2023 года. Кроме того, санкции имеют обязательную юридическую силу только для физических и юридических лиц США.
LTG по-прежнему сможет выполнять транспортные контракты, подписанные с Беларуськалием до конца 2023 года. В частности, литовская компания пока продолжит сотрудничество с белорусским производителем до тех пор, пока не найдет законный способ разорвать контракт, – отмечают в LTG.
На заседаниях совета директоров мы оценили ситуацию в Беларуси как имеющую существенное влияние на деятельность LTG, – сказал Кястутис Шлюжас, председатель совета директоров LTG. В результате, «учитывая риски и планируя диверсификацию своей деятельности», LTG решила исключить грузы Беларуськалий из своего бюджетного планирования на 2022 год и будущих стратегий.
Проще говоря, LTG может продолжить сотрудничество с Беларуськалием до конца 2023 года, не столкнувшись с какой-либо негативной реакцией со стороны ЕС, а политика США не налагает обязывающих обязательств. Однако, осознавая потенциальные проблемы, которые может вызвать продолжение такого партнерства, LTG в настоящее время ищет правовую основу для прекращения контракта с белорусской компанией.
LTG подсчитала возможные убытки от остановки транспортировки белорусских удобрений примерно до 24 млн евро в год. Тем не менее, постепенная приостановка транспортировки удобрений окажет более мягкое воздействие на LTG.
Уже понятно, что белорусский калийные удобрения ждет корректировка логистической цепочки, вопрос просто в том, когда это произойдет в 2022 или 2023 году. Вопросы поставок белорусских калийных удобрений через российские порты прорабатываются, возможно пока для этого нету соответствующих мощностей на российских портовых терминалах. Да и в России есть свой производитель калийных удобрений «Уралкалий», – пояснил INFOTRANS директор крупной логистической компании.
Чтобы быть в курсе всех событий, подписывайтесь на наш телеграм-канал.