Генеральный директор GIRTEKA GROUP: цены на грузоперевозки в Европе могут вырасти на 20-35%

Эдвардас Ляховичюс, генеральный директор Girteka Group, крупнейшей логистической компании с собственным автопарком в Европе, рассказывает о текущей ситуации на рынке, рассматривает тенденции и самые важные вопросы, которые волнуют автотранспортные компании в настоящее время. 

«За 25 лет работы в отрасли в качестве руководителя я сталкивался со множеством различных ситуаций на логистическом рынке. Тем не менее, нынешнее положение дел действительно исключительное в своем роде – несмотря на огромный спрос на транспортные услуги, отрасль все еще испытывает трудности, поскольку в Европе сложились поистине беспрецедентные экономические условия. 

Несмотря на временную приостановку в марте 2020 года, грузовые автомобили не прекращали выполнять перевозки. Соответственно выросли средние цены на услуги по всей Европе. Можно бы было предположить, что это пойдет на пользу перевозчикам. Однако по мере того, как мировая экономика пыталась адаптироваться к колебаниям спроса на товары, цены на наиболее значимые из них, включая цены на нефть, продолжали расти. По мере роста цен на нефть росли и операционные расходы транспортных компаний. 

Несмотря на восстановление потребительского спроса и роста спроса на автомобильные грузоперевозки с полной загрузкой (FTL), перевозчики столкнулись с инфляцией. Инфляция означала рост расходов на предметы первой необходимости для всех, включая транспортных операторов. 

ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ РАСТУТ ИЗ-ЗА ПОСТОЯННО РАСТУЩИХ ЦЕН НА ТОПЛИВО 

Наряду с годовым подорожанием стоимости топлива выросли и другие операционные расходы, начиная от заработной платы и административных затрат, и заканчивая базовым обслуживанием тягачей и полуприцепов. 

Более одной пятой транспортных расходов приходится на топливо. Согласно данным Еврокомиссий, которые публикуются в Weekly Oil Bulletin (русск. Еженедельный бюллетень по нефти), цены на топливо в Европейском союзе достигли рекордно высоких показателей – 1500 евро за 1000 литров. При этом средние цены на топливо в Еврозоне составляют около 1530 евро за 1000 литров, поэтому самая значимая часть операционных расходов транспортных компаний продолжает расти. Также и растущие цены на газ оказывают влияние на увеличение расходов транспортных компаний, поскольку цена на жидкий реагент AdBlue продолжает расти из-за сложившегося положения дел с природным газом. 

Пандемия коронавируса повлияла и на административные расходы отрасли. Чтобы защитить своих сотрудников, сотрудников своих клиентов, и людей вокруг нас, мы начали закупать для своих водителей и коллег средства индивидуальной защиты, включая маски, перчатки и дезинфицирующие средства. 

Генеральный директор GIRTEKA GROUP: цены на грузоперевозки в Европе могут вырасти на 20-35% 3

СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА: ПОДДЕРЖАНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА РЕСУРСОВ 

Автотранспортные компании также столкнулись с ростом операционных расходов из-за ощутимой нехватки людских ресурсов и транспортных средств. В то время, когда Европа как никогда ранее испытывала дефицит водителей, производители грузовых автомобилей старались выпускать достаточное количество грузовых автомобилей для удовлетворения спроса перевозчиков по всему миру. В связи с глобальной нехваткой полупроводниковых микросхем, которые отвечают за системы на грузовых автомобилях, удовлетворить спрос на новые грузовые автомобили было особенно трудно.

Дефицит транспортных средств и нехватка водителей ведут к тому, что транспортные компании должны увеличивать свои расходы на обеспечение достаточных ресурсов для осуществления деятельности. Проблема нехватки водителей не является новой для транспортной логистики. Тем не менее, Girteka Logistics постаралась решить эту проблему, изучив, что мы можем предложить своим потенциальным сотрудникам. До сих пор ни один из наших грузовых автомобилей не простаивал на транспортной базе, и весь автопарк продолжает выполнять грузоперевозки, что еще раз доказывает, что мы успешно решаем проблему дефицита водителей, а также умеем находить правильные решения для своих клиентов. Наличие молодого парка грузовых автомобилей означает, что мы более эффективны с точки зрения расходов, и обеспечиваем более комфортные условия работы для своих водителей, уменьшая их рабочую нагрузку. Хотя пандемия усугубила проблему дефицита водителей в Европе, она также продемонстрировала нам, насколько важна эта профессия для благополучия всех на континенте, поскольку именно наши водители не позволяли цепочкам поставок разорваться. 

Объединившись, представители отрасли должны обратить внимание на стоянки грузового транспорта и места для отдыха водителей в Европе.  Обеспечение условий, при которых водители чувствовали бы себя максимально комфортно находясь вдали от дома, поспособствует тому, чтобы они оставались в профессии и продолжали поставлять потребителям наиболее важные товары, начиная от продуктов питания и заканчивая фармацевтическими препаратами. На фоне глобальной нехватки мы должны обеспечить достаточное количество водителей, чтобы наши грузовики продолжали выполнять перевозки. Чтобы оставаться конкурентоспособным работодателем, мы пересматривали заработные платы водителей и повышали их несколько раз в течение года. Мы приложили много усилий, и с гордостью можем сказать, что 70 % наших нынешних сотрудников рекомендовали работу в Girteka Logistics своим друзьям и родственникам. 

Глобальны дефицит полупроводников спровоцировал нехватку транспортных средств. Производители грузового транспорта пытались удовлетворить спрос европейских компаний, занимающихся автомобильными грузоперевозками. Однако нехватка полупроводников привела к сокращению производственных мощностей и спровоцировала рост цен на новые, а затем и на подержанные грузовые автомобили. Сложившаяся ситуация отразилась на стоимости владения автопарком коммерческих транспортных средств. 

Генеральный директор GIRTEKA GROUP: цены на грузоперевозки в Европе могут вырасти на 20-35% 5

ВСЕ ВЕДЕТ К РОСТУ ЦЕН 

Поскольку индустрия логистики еще неустойчива, с наступлением зимы любое изменение может снова нарушить работу рынка. Тем не менее, представить сценарий, при котором грузовые автомобили остановятся, достаточно сложно. Первая волна пандемии продемонстрировала, что, несмотря на неопределенность, мы продолжали выполнять обещания, данные своим клиентам, и доставляли медикаменты и товары первой необходимости на полки магазинов. 

Средняя цена перевозки в Европе уже достигла рекордного уровня, но постоянно растущая инфляция и любые нарушения в глобальных цепочках поставок, могут оказать волновой эффект на нашу местную экономику, потенциально увеличивая транспортные расходы на 20% — 35%. Цены, естественно, последуют этому примеру и будут угрожать благополучию как перевозчиков, так и грузоотправителей. 

Грузоотправители, независимо от размера компании, также должны были адаптироваться к новой рыночной реальности. Однако следует учитывать, что поставщики автомобильных грузоперевозок также не защищены от ценового давления, поскольку рост цен на сырье, включая нефть, влияет на транспортные компании. Стоимость топлива является особенно острой темой для перевозчиков. Как упоминалось выше, в среднем более 20% общих операционных расходов транспортной компании приходится на оплату топлива. 

В 2022 году также произойдут дальнейшие изменения в законодательстве ЕС, поскольку «Пакет мобильности» будет включать новые правила для транспортных компаний. Они, несомненно, улучшат условия работы водителей, однако потенциально это может привести к повышению цен на перевозки. Girteka Logistics готовилась к этим изменениям заранее и приняла решение расширить свое присутствие в Польше, что позволит нам быть ближе к нашим клиентам благодаря расширению присутствия в Западной Европе».