Проблему заторов в Малашевичах в одночасье не решить, нужно вмешательство правительства Польши

Польше необходимо вмешательство правительства, чтобы решить проблему заторов в Малашевичах.

Инициатива «Один пояс, один путь» – это политика. Если Польша хочет еще больше укрепить свои позиции на Новом шелковом пути, ей необходимо вмешательство и координация со стороны государства. Об этом заявил Бартош Бака, управляющий партнер Польского государственного сектора инфраструктуры транспорта на RailwayFreight Summit 2021.

Бартош Бака участвовал в дискуссии о Польше как транзитной стране на Новом шелковом пути. Другими участниками дискуссии были Томас Ковицки, супервайзер по железнодорожным перевозкам DHL China, Милош Витковски, супервайзер IFB по мультимодальным перевозкам, и Томаш Ланговски, вице-президент Langowski Logistics.

Заторы на польско-белорусской границе всегда были хроническим заболеванием на железной дороге Китай-Европа. С 4 по 20 августа этого года половину поездок на этой границе пришлось отменить из-за ремонтных работ на железной дороге, а количество поездов было жестко ограничено.

Несколько дней назад компания Yuxinou выпустила уведомление о задержке, в котором говорилось, что ремонтные работы закончились, но затор на этой линии серьезный. Некоторые поезда задерживаются в Беларуси, и это распространяется даже на границу Казахстана и китайские порты. Ожидается, что пройдет несколько недель, прежде чем эта перегрузка будет устранена.

Ситуация с заторами не решается, но мы не сидим на месте. «В июле этого года мы с моей командой поехали в Бяла-Подляска (Подляска, польский город недалеко от Мала), чтобы разобраться в ситуации. Мы были в шоке. Реализуется много новых инвестиционных планов и проектов. Есть четыре или пять проектов, а также строятся новые железные ветки, пограничные станции и т.д.», – пояснил Бака.

«Но не было координации и сотрудничества различных проектов, больше было конкурентных отношений, для большей финансовой поддержки ЕС и конкуренции. В результате каждый проект сталкивается с серьезными задержками. Во многих случаях терминал построен, но на нем нет пути, или на пути есть терминал, но операции еще не начались».

Поэтому, по его мнению, хотя многим не нравятся ограничения, вызванные вмешательством правительства в государственные инвестиции, иногда координационная работа правительства на высшем уровне необходима и полезна. «Инициатива Один пояс, один путь» – это, в конечном счете, политика», – сказал он.

Милош Витковски согласен с тем, что правильные инвестиции и принятие решений важны для развития маршрута. «Но на самом деле я немного разочарован. Польша расположена в самом сердце Европы и является идеальными воротами между Китаем и Европой. Это было ясно давно. Сейчас многое делается, но эти решения надо было принимать несколько лет назад. Если бы Польша проснулась раньше, возможно, сегодня на Малашевичах не было бы пробок».

Пробка в Малашевичах вынудила отрасль сосредоточиться на альтернативных маршрутах. В последние годы такие страны, как Украина и Венгрия, превратились в страны транзита поезда Китай-Европа. «Проблема заторов на пограничных переходах не может быть решена экспедиторами и операторами. Это проблема, которую правительство должно рассмотреть с точки зрения инвестиций в инфраструктуру. Если инфраструктура не успевает, мы можем найти только другой маршрут», – сказал Ланговски.

Тем не менее, несмотря на призывы отрасли к альтернативным маршрутам, 90% товаров по-прежнему перевозятся по традиционному маршруту через Малашевичи. Бака выразил обеспокоенность этой ситуацией: «Доля альтернативных маршрутов небольшая. Я очень обеспокоен тем, что альтернативы Малашевичам пока нет, это не правильно с точки зрения конкуренции.

Здесь следует отмети, что Малашевичи изначально не создавались для работы с объемами Нового Шелкового пути. Десять лет назад мы не могли предвидеть роста объемов грузов сегодня, поэтому заторы неизбежны. Малашевичи и Польша проделали хорошую работу», – прокомментировал Ковицки. Опираясь на развитие последних нескольких лет, можно сказать, что существующая транспортная сеть Польши легкодоступна, а транзитный потенциал значительно улучшился.

По мнению Баки, решить проблему в Малашевичах в одночасье сложно, но это возможно. Он отметил: «Есть много причин для проблемы с пробками в Малашевичах. Трудно изменить основные процедуры таможенного оформления в одночасье, но небольшие операционные проблемы могут быть решены и требуют вмешательства и координации государственных органов».