Интервью с Барбарой Вуйчик, заместителем директора по грузовым перевозкам компании Adampol SA, которая управляет перевалочным терминалом, расположенным в свободной таможенной зоне на пограничном переходе Малашевичи-Брест, опубликовал RailFreight.com.
Ситуация на железнодорожных погранпереходах между Польшей и Беларусью не меняется много лет. Бюрократия с “бумажками” и усиление проверок вызывают задержки и проблемы для многих клиентов, использующих эти маршруты.
Вуйцик подчеркнула разницу между операциями на немецко-польской границе и польско-белорусской. «На польско-германской границе проблем нет, потому что в настоящее время там не проводятся какие либо процедуры. Польско-белорусская граница является границей ЕС со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Существуют четыре основные таможенные процедуры для железнодорожных перевозок между Польшей и Беларусью. Таможенные процедуры экспорта, процедуры импорта/свободного обращения, процедуры внешнего транзита. Кроме того Беларусь и Россия используют железнодорожную накладную СМГС. С другой стороны, при пересечении границы между Германией и Польшей клиентам достаточно предоставить накладную ЦИМ, которая подтверждает заключение договора перевозки с железнодорожным предприятием.
Первая процедура (экспорта) применяется к экспорту из ЕС с возможностью иметь ставку НДС 0 процентов. Таможенные процедуры импорта присваивают грузам, не входящим в сообщество, следующим в ЕС. Процедура внешнего транзита позволяет перемещать товары, происходящие из-за пределов ЕС, в пределах союза с приостановлением действия таможенных пошлин. Наконец, бланк номера СМГС — это документ, действующий в Евразийском экономическом союзе, который позволяет перемещать товары между ЕС и странами, входящими в Евразийский экономический союз.
А сейчас еще и частые и длительные проверки стали проблемой на границе ЕС. «Долгие проверки, проведенные на пограничных блокпостах, инспекционные возможности сотрудников и, как следствие, пропускная способность этих переходов», — объясняет Вуйцик. Кроме того, клиенты часто не предоставляют регистрационный и идентификационный номер экономического оператора (EORI). Без номера EORI, указал сотрудник Adampol SA, экспорт или импорт товаров невозможен.
Клиенты также не всегда знают о доступных вариантах, когда речь идет о перевозке товаров между странами ЕС и странами, не входящими в ЕС. Вуйцик: «О возможностях использования свободных зон известно очень мало». Свободная зона — это закрытая территория в ЕС, куда товары из-за пределов Союза могут ввозиться без ввозных пошлин и мер нетарифного регулирования. Adampol SA управляет одной такой зоной в Малашевичах, а также еще одной в Гданьске. Adampol также имеет собственное таможенное агентство и может проводить фитосанитарные проверки.
«Клиенты очень положительно воспринимают электронную документацию», — отмечает Вуйцик. Однако торговля со странами, не входящими в ЕС, по-прежнему усложняет осуществление безбумажных таможенных операций. При ведении бизнеса с Беларусью и другими странами Евразийского экономического союза все документы по-прежнему должны быть в бумажном виде и часто требуются оригиналы документов.
Вуйцик отмечает, что электронные документы «значительно облегчат весь процесс, связанный с таможенными процедурами». Наличие документов, циркулирующих в Интернете, может значительно сократить время таможенного оформления, а также будет более экологичным, чем печать этих документов на бумаге. «Что касается внешней границы ЕС с Беларусью, то было бы намного проще ввести электронную документацию», — заключает она.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ НА НАШЕМ TELEGRAM-КАНАЛЕ, ПОДПИСЫВАЙСЯ И БУДЬ В КУРСЕ!