Китай парализует мировую торговлю.

Новая вспышка коронавируса в одном из основных центров мировой контейнерной торговли – китайской провинции Гуандун – вызвала перебои в работе крупных портов юга страны. Частичное закрытие терминала Яньтянь в Шэньчжэне привело к перераспределению грузов в пользу близлежащих терминалов Наньша и Шэкоу, что повлекло за собой заторы и там. По оценкам экспертов, перебои в мировой контейнерной торговле могут оказаться более серьезными, чем от блокировки Суэцкого канала в марте судном Ever Given.

Перебои в морском контейнерном сообщении, связанные с новой вспышкой COVID-19 в южнокитайской провинции Гуандун, к середине июня усугубились, затронув не только терминал Яньтянь порта Шэньчжэнь (13,3 млн TEU в год), но и ближайшие терминалы – Шэкоу в Шэньчжэне и Наньша в Гуанчжоу (15,6 млн TEU). Шэньчжэнь и Гуанчжоу – третий и пятый по величине контейнерные порты мира.

В качестве меры по сдерживанию вспышки COVID-19 порт Яньтянь был закрыт с 25 по 31 мая. Это привело к большому скоплению грузов как в порту, так и за его пределами. Часть Яньтяня открыли, но порт работает лишь на 30% от прежней мощности. В результате, некоторые суда были перенаправлены в альтернативные порты в Наньша, Шэкоу и Гонконг, но те не в состоянии вместить все накопившиеся грузы. Кроме того, таможенные требования ограничивают возможность передачи груза из одного порта в другой, – говорит вице-президент Kuehne + Nagel в России и странах СНГ по морским перевозкам Марио Врлжичак.

Заторы, задержки выхода судов более чем на неделю, многочасовые пробки в порту Наньша. Закрыты порты Яньтянь и Шэкоу, в связи с чем отменяются букинги и задерживаются рейсы, – говорит управляющий филиалом AsstrA в Шанхае Наталья Шманевская.

Заторы в портах юга Китая парализуют мировую торговлю 1

В связи с перебоями в Яньтяне компания рассматривает, в частности, перенаправление своих судов в Наньша, Шэкоу и Гонконг и рекомендует клиентам заблаговременно бронировать места, – отмечает директор по стратегии и развитию группы FESCO Максим Шишков.

Большая часть отгрузок перенаправляется в Шэкоу и Наньша, контейнеры принимаются к погрузке лимитировано и в очень ограниченные сроки. По информации партнеров компании, в районах вокруг портов Хуанпу и Фошань был объявлен локдаун, также ограничено движение грузовых автомобилей, – говорит руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша.

Мы испытываем сложности с отправкой из портов Шэкоу и Наньша, так как помимо наличия свободного оборудования у линии необходимо найти еще и машину с водителем, у которого будет отрицательный тест ПЦР, а также проверить, не пропускает ли линия судозаход. Мощности всех портов в регионе были резко ограничены, что привело к задержкам в обработке контейнеров до семи дней, что не может не сказаться на стоимости перевозки, а также на общем транзитном времени – задержки уже составляют 15–16 дней, – говорит руководитель отдела интермодальных перевозок Itella в России Юлия Никитина.

По словам учредителя VIG Trans Игоря Ребельского, для компенсации пропущенных в начале июня рейсов некоторые линии, в частности Maersk, ввели дополнительные, но и этого не хватает – «наиболее доступные и востребованные сервисы перебукированы до конца месяца».

Директор Rail Cargo Logistics-Rus Александр Баскаков рассказывает, что компания ожидает задержек в поставках, например, электроники и микросхем, последние уже стали остродефицитным товаром. «Ситуация на железной дороге сейчас тоже напряженная – высокие объемы загрузки по импорту и транзиту не позволяют принимать новые грузы, поэтому отправляются только текущие.

Гендиректор таможенного брокера КВТ Юлия Шленская отмечает, что увеличение объема морских контейнерных перевозок вызвано в том числе тем, что часть грузов, ранее отправлявшихся из Китая прямыми поездами, были переориентированы на море из-за непрогнозируемой задержки их отправки из Китая.

Эксперты не исключают, что перебои в работе южнокитайских портов скажутся на морской торговле сильнее, чем недельная блокировка Суэцкого канала судном Ever Given. Так, по оценке гендиректора Vespucci Maritime Ларса Йенсена, среднесуточный объем необрабатываемых в порту Яньтянь грузов составляет 25,5 тыс. TEU. Блокировка Суэца затронула 55 тыс. TEU в сутки, но продолжалась всего 6 дней. А в Яньтяне речь идет уже о 14 днях, причем ситуация развивается и распространяется на Наньша и Шэкоу.

Заторы в портах юга Китая парализуют мировую торговлю 3

Как только порты возобновят нормальную работу, говорит Марио Врлжичак, еще в течение 2-5 недель будут наблюдаться постепенное устранение возникшего затора, а также волновой эффект из-за прерывания порожнего потока в Южный Китай.

Последствия будут ощущаться во всем мире по крайней мере еще в течение 2-3 кварталов. Надеемся, что это будут краткосрочные проблемы, так как у китайской стороны уже есть опыт локализации вспышек COVID-19 и сейчас там ведется массовая вакцинация. Ожидаем, что к концу лета или началу осени ситуация стабилизируется, – говорит Александр Баскаков.

Но участники рынка сходятся на том, что сложившаяся ситуация приведет к дальнейшему росту ставок фрахта. Сегодня стоимость железнодорожной доставки контейнера из Китая уже меньше доставки морем. Однако и тут есть проблемы, заторы в китайских портах проводят к тому, что контейнера наших клиентов неделями не можем вывезти из Китая, – говорит один из крупных белорусских экспедиторов.