Частота контейнерного поезда AE19 из Азии в Европу могут нарастить до ежедневной.
Maersk может увеличить отправки по железной дороге, нарастив частоту контейнерного поезда AE19 из Азии в Европу до ежедневной. Объем транзитных перевозок компании через Находку в Петербург по итогам 2021 года может достигнуть 14 тыс. TEU, это менее 2% всего рынка российского контейнерного транзита, но сервис востребован на фоне сохраняющихся высоких ставок фрахта, отмечают аналитики.
С момента запуска транзитного маршрута АЕ19 летом 2019 года датская Maersk, транспортно-экспедиторская компания «Модуль» и Global Ports (управляет терминалами «Петролеспорт», «Первый контейнерный терминал», «Усть-Лужский контейнерный терминал» и «Моби Дик» на Балтике) перевезли 10,7 тыс. TEU грузов из Азии в Европу и обратно. За первое полугодие 2021 года объем перевозок вырос в 5,5 раза и составил 6,2 тыс. TEU. По итогам года Maersk планирует перевезти 12–14 тыс. TEU, прогнозируя дальнейшее увеличение грузопотока в последующие годы. С ноября 2020 года частота отправления поездов уже была увеличена до 4 раз в неделю.
Основная загрузка контейнеров формируется на направлении из Азии в Европу, но Maersk рассчитывает нарастить грузопоток в обратном направлении, учитывая, что правительство России внесло морские пункты пропуска в перечень объектов, через которые разрешен транзит санкционных грузов через территорию России. Это позволит везти из Европы санкционные продукты, рыбу и мясо, увеличив количество поездов из Петербурга на Дальний Восток до 2–3 раз в неделю.
Транзитный путь через Россию – это основной канал поставок товаров и компонентов из Азии в Европу, из-за чего спрос высок и постоянен. Динамика транзитных железнодорожных перевозок объясняется резко выросшими ставками фрахта – почти в 10 раз с 2020 года, говорит начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский. В итоге перевозки железной дорогой стали дешевле отправок морским путем на 20% и быстрее в 2 раза, отмечает он.
Напомним, что крупнейшими российскими операторами на рынке контейнерного транзита являются ОТЛК, «Трансконтейнер», «РЖД Бизнес Актив» и Fesco. По итогам 2020 года перевозка контейнеров по сети железных дорог России выросла на 16,5% относительно 2019 года и составила 5,81 млн TEU. Транзит увеличился на 38,9%, достигнув 807,69 тыс. TEU.
Как отметил руководитель Maersk Восточная Европа Жолт Катона, сейчас доля рынка у Maersk в контейнерных перевозках в России составляет 27-30%. Два года назад мы фокусировались на перевозках только до портов России, и мы не заходили внутрь страны. В связи с изменением нашей стратегии, мы хотим развивать полную логистическую цепочку.